Бурмистрова Ирина Владимировна
Этнокультурное воспитание дошкольников через проектную деятельность как условие реализации регионального компонента ОП до
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Этнокультурное воспитание дошкольников через проектную деятельность как условие реализации регионального компонента дошкольного образования» - презентация опыта работы
Бурмистрова Ирина Владимировна, старший воспитатель; Коваленко Ольга Викторовна, воспитатель
Слайд 1 – титул
Слайд 2 – Законодательство РФ в области образования: дошкольное воспитание - 1-я ступень – начало начал…всегда главнейшей задачей стояло – ВОСПИТАНИЕ
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
- Стратегия развития воспитания в РФ от 2015 года - Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
- Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
- Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Гражданское воспитание включает:
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
- создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
ПООЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК КОМПЛЕКС, СИСТЕМА РАБОТЫ всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители, социальные институты и т. д.)
Слайд 3 - Понимая, что маленький дагестанец, маленькие казахи, мариец, украинка и русские, посещающие мою группу, должны иметь представление о культуре, традициях и о жизни своего народа, понимая о необходимости образовательной деятельности этнокультурного воспитания, был разработан долгосрочный
Слайд 4 – проект на тему: «Этнокультурное воспитание дошкольников средствами проведения праздников народов Волгоградской области как условие реализации регионального компонента дошкольного образования».
Цель инновационной деятельности:
Внедрение в образовательный процесс группы инновационных практик для формирования у дошкольников этнокультурных отношений, воспитания уважительного отношения к национальному достоинству людей.
Слайд 5 - Были определены задачи инновационной деятельности:
1. Создание условий, единого образовательного пространства группы, семьи, окружающего социума для этнокультурного воспитания дошкольников;
2. Создание развивающей этнической среды, способствующей обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей
3. Внедрение содержательного и технологического аспекта инновационных практик в образовательную деятельность, для формирования у дошкольников этнокультурных отношений на основе дошкольного этнического календаря праздников народов проживающих в Волгоградской области.
4. Обобщение результатов по организации совместной с семьей проектной деятельности и представление опыта педагогическому сообществу.
Слайд 6
В основу решения задач положены принципы: принцип учёта возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребёнка; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства не только социальная, но также среда эстетическая и этническая.
Слайд 7 Создавая вместе с родителями тематическую детскую зону – центр активности по гражданско-патриотическому воспитанию с элементами краеведения «Народы Волгоградской области», старались обеспечить детям адекватное восприятие своей национальности, формируя у них позитивное отношение к представителям других национальностей. Постоянно вместе с родителями находимся в поиске для создания условий зоны ближайшего развития и пространства детской реализации, которые обеспечивали бы игровую детскую деятельность.
Слайд 8, 9, 10 В качестве средств, стимулирующих желание ребенка познавать культуру своего народа, созданы дидактические пособия, экспонаты, дидактические игры: коллекция кукол в национальных костюмах; дидактические альбомы «Народная культура и традиции», «Национальный костюм», «Национальные блюда», «Национальные сказки»; дидактические игры «Найди на карте России», «Найди на карте Волгоградской области»,«Одень куклу-девочку, куклу-мальчика в национальную одежду», «Пазлы – народы Волгоградской области»; уголок «Игры народов Волгоградской области»; карта Народов Волгоградской области; этнический календарь праздников народов Волгоградской области.
Творческая, плодотворная работа с детьми, родителями, педагогами ДОУ при подготовке и проведении праздников народов разных национальностей создали условия для воспитания у дошкольников активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Экспонаты, пособия, дидактические игры находятся в свободном доступе для детей и используются ими в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых играх.
Слайд 11 Народные праздники имеют многообразные воспитательные функции, что обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания подрастающего поколения.
Цикл дошкольного этнического календаря праздников народов Волгоградской области открывал праздник «День народного единства». Для праздника родители приобрели национальные костюмы для всех детей группы. При подготовке и проведении праздников «День Победы», «День защитника Отечества», раскрывали детям смысл слов «Все мы разные – но мы вместе» и «Все мы разные – но в этом наша сила».
В дошкольный этнический календарь праздников народов проживающих в Волгоградской области вошли праздники с разъяснением, какие народы Волгоградской области его празднуют:
Праздники: Новый Год – 31 декабря
Рождество – 7 января
Пасха – меняется
Троица – меняется
Преображение Господне – 19 августа
Народы Волгоградской области: русские, украинцы, казаки, армяне, немцы, белорусы, молдаване, грузины, мордовцы, осетины, удмурты.
Праздники: Ураза – Байрам – меняется (завершение поста Рамадана)
Курбан – Байрам – меняется
Сабантуй – в июне
Народы Волгоградской области: казахи, татары, чеченцы, азербайджанцы, кумыки, узбеки, таджики, турки, даргинцы, лезгины, аварцы.
Языческие праздники: Масленица – народы: русские, украинцы, марийцы, казаки, армяне, немцы, белорусы, молдаване, грузины, мордовцы, осетины, удмурты.
Слайд 12 - 17 Создавая вместе с родителями развивающую этническую среду, воспитатель старалась обеспечить детям адекватное восприятие своей национальности, формируя у них позитивное отношение к представителям других национальностей, постоянно находясь в поиске создания условий для зоны ближайшего развития и пространства детской реализации, которые обеспечивали бы игровую детскую деятельность.
Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Сегодня мы представляем практический материал проведения развлечения «Обрядовые игры «Встречаем весну» народов Волгоградской области».
Что такое – обрядовые игры?
Обряд — это особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств; коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей. Обряд органически связан с обычаем. Слову обряд часто сопутствует слово традиция, обозначающее преемственную связь поколений, передачу от старших к младшим социальных идей, знаний нравственных норм поведения, духовных ценностей.
Задачи, стоящие перед педагогами:
- Систематически изучать литературно-исторические источники, соответствующие профилю тематической детской зоны «Народы Волгоградской области»;
- Систематически пополнять фонды тематической детской зоны «Народы Волгоградской области», путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников группы);
- Создавать и обновлять экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
- Проводить экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
- Оказывать содействие в использовании экспонатов и фондов тематической детской зоны «Народы Волгоградской области» в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Слайд 18 «Этнический календарь праздников народов Волгоградской области» стал инструментарием для развития, воспитания дошкольников с учетом особенностей возраста и их увлечений, просвещения детей и родителей; содействовал формированию этнической, гендерной толерантности, патриотизма, умению договариваться, формированию уважения к истории и культуре своей страны, города – все это является неотъемлемой частью развития социально-нравственной личности.