Чернышева Надежда Анатольевна
Этапы создания мини-музея и выбор его тематики
▼ Скачать + Заказать документы
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. В процессе работы родители постепенно, становятся активными участниками создания мини-музея. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
Публикация «Этапы создания мини-музея и выбор его тематики» размещена в разделах
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
Провести анализ коллекций (если имеются);
Мини-музей в ДОУ может располагать постоянными и сменными экспозициями. Экспозиции могут меняться и добавляться.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса.
- Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
- Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
Оформление буклета мини-музея, подбора картотеки к экспозициям: загадок, стихов, пословиц и поговорок, презентации мини-музея.
Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.
Составить программу работы мини-музея.
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Сначала организовано посещение мини – музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, проведение экскурсий и занятий детям.
Тематика мини-музеев.
Может быть разнообразной: краеведческий с широкой или конкретной тематикой, этнографический, естественно - научный, одного образа т. д.
Жанры: музей-экспозиция, музей-лаборатория, музей-театр, музей-игротека, музей-мастерская (студия).
- Музей-экспозиция. Представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для активного использования. Экспозиционное пространство упорядочено и используется преимущественно для проведения экскурсий, занятий по определенной тематике. Музейный материал задействован главным образом в качестве Иллюстрации.
- Музей-мастерская. Экспозиционное пространство выстраивается так, что в нем обязательно присутствуют уголки для творческой деятельности. Экспозиции могут быть рассредоточены по групповым комнатам. Это ограничивает включение музея в образовательную среду ДОУ.
- Музей-лаборатория. Этот очень близок к музею мастерской. Отличие состоит в характере коллекций, на основе которых музей осуществляет деятельность. Коллекции имеют естественно-научный профиль, часть их может быть размещена в групповых комнатах. Экспо-зиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
- Музей-театр. Экспозиция, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспо-рьем для кружковой работы, проведения разнообразных форм организованной детской деятельности. Фонды могут быть представлены разными видами театра, театральными костюмами, музыкальными занятиями.
- Музей-игротека. Это может быть музей игр и игрушек, в котором каждой экспонат можно потрогать руками, поиграть с ним. Составляющей деятельности такого музея является представление игрушек разных времен, ознакомление с их особенностями?
Примерная тематика мини-музеев.
• «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
• «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
• «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека;
• Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
• «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
• «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
• «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
• «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок;
• Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
• Картинная галерея;
• Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос, перья;
• «Воинской доблести и славы» и др