Халисат Муцалова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Ростова-на-Дону «Детский сад 83»
Конспект
По опытно-экспериментальной
деятельности
«Эта удивительная соль»
Средняя группа.
Воспитатель: Муцалова Х. А.
2022г
Цель: расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
• закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
• развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы в процессе экспериментирования.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
• воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;
• формировать у детей правила поведения при выполнении коллективной работы, развивать дружеские отношения, чувство взаимопомощи;
• воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Образовательная область «Речевое развитие» :
• способствовать развитию у детей речевой активности, поощрять умение детей отвечать на вопросы воспитателя распространённым предложением;
• пополнить словарный запас детей словами-терминами: ученые, лаборатория, эксперимент, опыт, научный, свойства.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровье сберегающие методы, (физминутка динамические паузы, пальчиковая гимнастика).
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
• закреплять умение узнавать и правильно называть основные цвета;
• обучать нетрадиционным формам рисования; развивать фантазию, художественное мышление.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок и иллюстраций в книгах;
- беседы о добыче соли, о её применении, видах соли;
- чтение художественной литературы о соли (чешская народная сказка «Соль», русская народная «Сказка о белой соли»);
- загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о соли
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, мешочки с солью, картофель,
Для рисования: клей ПВА, кисточки, заранее приготовленный фон для рисунка, соль, поднос.
Ход занятия
Воспитатель: - В круг широкий вижу я - встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Дети: Здравствуйте!
Нам сегодня почтальон принес посылку из академии ученых. Давайте посмотрим, что же там лежит? Смотрите, мешочки лежат, что в них, давайте узнаем. Возьмите все по одному мешочку помните в руках, пощупайте. Как вы думаете, что в них находится?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?» (Ответы детей)
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает йодированная, морская, поваренная.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение»
- Наша Родина Россия очень богата полезными ископаемыми, одно из них это соль. тоже богата солёными место рождениями. Морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Но употреблять нужно в умеренном количестве, т. к. соль может способствовать ожирению и другим заболеваниям.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. В нашем городе открылись лечебные кабинеты «Соляные пещеры»
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна для животных, люди её добавляют в сено.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей : соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека и животных, её используют для приготовления пищи
«Сегодня всем нам предстоит
Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте халаты и проходите за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью :
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину
3- Не толкать соседа во время работы
4- Сначала посмотри, а потом повтори
5- Выполнил и положи на место
ОПЫТ № 1 «Из чего состоит соль, ее свойства»
Воспитатель: И так, начнем! Первый опыт называется «Из чего состоит соль».
Ребята, посмотрите на соль и скажите, на что похожа? (на порошок, на снег) Потрогайте соль, какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая). А какого цвета соль? (белого) Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)
Возьмите лупы и рассмотрите, соль через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов) А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная) А теперь понюхаем соль? (соль не имеет запаха)
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов разной формы
Опыт № 2 : «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль? (соль растворилась в воде).А как мы узнаем соль растворилась или исчезла? Мы попробуем её на вкус. Правильно ребята. Молодцы!
Опыт № 3 «Соль хрустит»
Ребята возьмите ложечки и надавите на соль. Что вы слышите?
Мы услышали хрустящие звуки. Мы сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Мы сделали вывод: (Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Воспитатель: Молодцы, мы хорошо поработали и сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (руки на поясе, подняться на носочки)
А потом бегом бегом мы за ключиком пойдем (бег на месте)
Воспитатель: Ребята садитесь на стульчики.
У меня есть два стакана с водой. В одном стакане вода пресная (не соленая, а в другом вода соленая. Сейчас мы возьмем по одной картошке и опустим аккуратно в стакан с пресной водой, что произошло с картошкой? (она утонула, лежит на дне стакана) А теперь возьмём еще по одной картошке и опустим в стакан с солёной водой что произошло? (картошка плавает на поверхности, она не утонула. Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде картошка не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».
Мы капусту рубим- рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём,
(мнут капусту)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём,
(сгибание и разгибание кистей рук)
Попробуем на вкус, пересолили (гримаса)
Творческая работа.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что соль используют не только для приготовления пищи, ею можно рисовать. Хотите попробовать? Нетрадиционная техника рисования с использованием клея ПВА и соли.
Возьмите кисточки и с помощью клея нарисуйте солнце, затем посыпьте его солью, лишнюю соль встряхните в тарелочки.
Итог занятия
Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (соли, что она сыпучая, рассыпчатая) Из чего состоит соль? (из кристаллов) Чем мы занимались на занятии? (проводили опыты, беседовали,) Что нового вы узнали о соли? (можно ею рисовать) Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для творчества.
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали
Давайте попрощаемся со всеми гостями, скажем всем – До свидания!