Валентина Гайворонская
Беседа с родителями «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных, постоянными болезнями ребят, не всегда правильное произношение наблюдается у детей, которые по каким- либо причинам пропустили много занятий по развитию речи в детском саду. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения, имеет важное значение для общей культуры речи, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет,считая,что это стимулирует умственное развитие и способствует выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,манипулирование ложками, ножницами. Упражнения, связанные с развитием пальцев рук желательно начинать с ясельной группы.
Публикация «Беседа с родителями „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для повышения интереса детей к занятиям можно использовать перчатки, на которых нанесены разные штрихи- глазки- пуговки и прочие.
Начинать нужно с простых упражнений, типа "Мальчик- пальчик, где ты был?". Этот вид упражнения- прикосновения указательного пальца к каждому другому пальцу.
Тренировки тонких движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Упражнения могут проводить и логопед,и воспитатель,и родители. Необходимо следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать маленькими порциями, но давать их оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание нужно уделять тренировке движений повышенной сложности, такие какие наши пальчики не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый эффект.
При проведении пальчиковых игр можно использовать всевозможные потешки, считалки, диалоги и монологи из детских произведений (как художественных, так и музыкальных, например:"Волк и Лиса"- Маршака,песенка черепахи из мультфильма " Львёнок и Черепаха"," Весёлые гуси" и другие.
Правильное проведение упражнений с пальцами рук не утомляет детей, а способствует (в ненавязчивой форме) правильному произношению звуков родного языка, расширению представлений детей о животных и птицах, воспитанию культурно- гигиенических навыков, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, а так же подготовка руки к письму.
При обучении детей письму возникают противоречия между психофизиологическим особенностями ребёнка- его быстрой утомляемостью быстротой сменой процесса, возбуждения и торможения и дидактическими задачами.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, разработана целая система упражнений, позволяющая каждому ребёнку постепенно, без перегрузки, с максимальным учётом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память,слух,зрение.
Дети нашей группы познакомились с пальчиковыми играми ещё в ясельной группе от 2-3 лет. Это были самые простые по содержанию и по движениям игры, но они помогали детям осваивать родную речь, движения рук, пальцев. На 3 году жизни детей всё больше и больше осваивали родную речь, игры помогали проговаривать трудные звуки"Дождик","Этот пальчик- дедушка. ","Испекла нам бабушка". ,"Сорока". ,"1-2-3-4-5 мы идём грибы искать. ".
Благодаря использованию данных игр, речь детей становилась более чистой, свободной, обогащался словарь детей. Дети самостоятельно играют с пальчиками во время режимных моментов, например, если нужно подождать тех, кто ещё не умылся или не переоделся с прогулки.
Наиболее любимые игры с пальчиками это - " Этот пальчик хочет спать", " Летела муха", " Мы мыли мылом руки, мы мыли мылом ножки. ".С теми детьми, у которых есть трудности в произношение каких-то звуков мы занимаемся в свободное, чаще вечернее время. Используем картинки из альбома по З. К. Р. В папке для родителей есть карточки, с описанием текста словесно -пальчиковых игр.