Наталья Химченко
Рекомендации воспитателям по развитию воображения детей посредством театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем начать разговор о педагогическом руководстве детской творческой игрой, следует определить само понятие «театрализованная игра».
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л. С. Фурминой, театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Как считает Л. С Фурмина, театрально-игровая деятельность для детей-дошкольников представляет наибольший интерес, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.
Публикация «Рекомендации воспитателям по развитию воображения детей посредством театрализованных игр» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.
В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа.
Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного, так и эмоционального воображения детей, развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности.
Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо:
— развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;
— дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;
— развивать познавательную активность;
— формировать эмоциональный контроль;
— для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра : настольным театром, театром на фланелеграфе, пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией.
Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными, вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, движениями, мимикой, пантомимикой.
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Примерные творческие задания
Младшая группа
Представить и изобразить, как спит котенок, утенок, петушок; представить как они просыпаются, пьют водичку или молочко; попросить в образе котенка, цыпленка, лисички поесть; представить и показать как умывается кошка.
Средняя группа
Передать интонацией, позой, что зайчик плачет, радуется, возмущается, изобразить, как летят, машут крылышками и приземляются жук, птичка. Представить как котенок, утенок, медвежонок переходят по камешкам через ручей, как ходят вперевалочку утята, как тяжело, неуклюже передвигается медведь после зимней спячки. Как бежит по лесу хитрая лиса. Представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, выбрать и представить какое-нибудь животное. Остальные должны догадаться, кого ребенок изображает.
Старшая группа
Мимические этюды: один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов, то, о чем говорится. Произнести фразу, например, изображение нескольких героев: щенка и кошку, воробья и бабочку, пройдись как старая бабушка, царевна, упражнения с воображаемыми предметами, типа представь себе мяч, возьми его. Придумывание загадок такого типа: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был (зайчик с морковкой). Придумать и рассказать новую сказку про каких-нибудь знакомых героев. Придумать действие к песенкам. Придумать движение вальса. Фигуры к танцу польки.
Подготовительная группа
Исполнить песенку будучи злым, или добрым героем. Произнести фразу возмущенно, удивленно, тихо, громко и грустно. Передать позой, что в данный момент делает герой или что с ним произошло. Сочинить песенку для Машеньки. Представить и изобразить, как она идет по лесу, что при этом делает (нюхает цветы и т. д.). Сравнить волка по разным сказкам (петушка, зайца, лису, медведя).
Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.