Ирина Спиридонова
Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория интересных исследований»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Экспериментально- исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория интересных исследований» с использование модульной детской лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Тип проекта: исследовательско - творческий
Продолжительность: сентябрь 2022 – май 2023
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников „Лаборатория интересных исследований“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Актуальность. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процесс воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирован на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Цели:
Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи:
1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности в познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.
2. Расширять познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, умение анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.
4. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
7. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
8. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Новизна:
Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. Часть занятий включены занятия с использованием интерактивной лаборатории «Наураша в стране Наурандии» - это уникальная разработка для экспериментальной деятельности в детских садах и начальной школе.
Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 7 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура»,
«Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Пульс»,
«Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:
-датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
-набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
-брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.
Принципы:
Принцип научности:
Принцип целостности:
Принцип систематичности и последовательности:
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
Принцип доступности:
Принцип активного обучения:
Принцип креативности:
Принцип результативности:
ФОРМЫ :
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Структура экспериментов :
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в мини-лаборатории
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
Подготовительный этап
- создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
- диагностика;
- отображение цели и задач проекта.
Основной этап
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть:
- познавательно- исследовательская деятельность (опыты);
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Заключительный этап:
1. Подтверждение итогов проекта.
2. Оценка достигнутых результатов.
3. Итоговая викторина «Слет юных ученых».
Перспективный план работы с детьми
Сентябрь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
1 неделя Занятие №1
«Земля – живая планета»
Цель: Уточнить представления детей о Солнечной системе: о Земле: (На Земле есть жизнь – растения, животные, человек, потому что на ней есть вода, воздух, тепло и эти условия нужны всем существам) «Что есть на нашей Земле»
Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.
Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.
Оформление альбомов о водных ресурсах
3 неделя Занятие №2
«Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растений в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Беседа «Если бы не было растений».
Систематизировать и обобщить знания детей о значении растений в жизни человека и всей окружающей среды.
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в жизни и здоровье их организма, окружающей среды.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Наблюдение за комнатными растениями, растениями на территории детского сада.
Закрепить правила ухода за комнатными растениями.
Оформление альбомов с правилами ухода за комнатными растениями группы.
Октябрь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
1 неделя Занятие №3
«Страна Наурандия»
Цель: Познакомить детей с интерактивной лабораторией «Наураша», с техникой безопасности при ее использовании.
Познакомить детей с понятиями «ученый», «опыт», «эксперимент», «Исследование» Беседа «Кто такие ученые?»
Цель: Познакомить детей с понятиями «ученый», «опыт», «эксперимент», «Исследование». Наблюдение за демонстрацией опыта воспитателем с использованием лаборатории «Наураша» модуль «Свет».
3 неделя Занятие №4
«Зачем нужна вода»
Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.
Объяснять, что жизнь зародилась в воде.
Беседы с показом опытов «Помощница вода»
Ц: Использования знаний о повышении уровня воды для решения познавательных задач.
.
Беседы об охране воды.
Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.
Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)
Изготовление цветного льда.
Ноябрь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
1 неделя Занятие №5
«Свойства воды»
Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Беседа: «Где применяется вода»
Опыт в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» «Какая волшебная вода»
На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»
3 неделя Занятие №6
«Воздух е и его свойства»
Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
Беседа «Воздух теплый и холодный».
Опыт: «Где теплее»
«Ветер в комнате» («Живая змейка»)
Ц: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.
Опыт с использованием интерактивной лаборатории «Наураша» «Измеряем температуру воздуха в помещении»
На прогулке: Наблюдение за температурой воздуха на улице. Обратить внимание на то, какую температуру показывает уличный термометр. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Декабрь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
1 неделя Занятие №7
«Свет вокруг нас»
Ц: Познакомить детей с понятием свет, с некоторыми свойствами света, выяснить причину смены частей суток, развивать умения устанавливать причинно - следственные связи.
«Уличные тени»
Ц: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
«Световой луч»
Ц: Понять, что свет – это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот
На прогулке: Наблюдение за солнцем.
Ц: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы; учить замечать и называть состояние погоды;
3 неделя Занятие №8
«Земля — это магнит».
-Познакомить детей с понятием «магнитное поле Земли».
-Расширить знания о работе компаса, о южном и северном полюсах земли.
Компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик.
Исследование немагнитного предмета. Сравнение двух магнитов.
Опыты: «Компас»
Ц: показать детям, что у магнита есть полюса (северный и южный). Рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.
«Магнит рисует»
Ц: Объяснить детям действие магнитных сил. Использовать полученные знания для создания картины.
Опыт и использованием интерактивной лаборатории «Наураша» «Танцующие магниты». Определить с помощью магнита в какой стороне находится тот или иной объект.
Январь
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
2 неделя Занятие №9
«Электричество»
Первоначальные понятия о электрических цепях.
Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша» : «Электричество».
3 неделя Занятие №10
«Батарейка»
Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Откуда ток в батарейке.. Рассказать об утилизации батареек.
Опыт: «Электрояблоко, электролимон». Использование цифровой лаборатории
«Наураша».
Февраль
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
1 неделя Занятие № 11
Звук
«Что такое звук, громкость?»
Игровые измерения «Создаём громкий и высокий звук»
-Познакомить с органом, воспринимающим звук – ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки.
Беседа с опытом: «Как распространяется звук»
Ц: понять, как распространяются звуковые волны.
-Выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными. Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша» : модуль – лаборатория «Звук».
3 неделя Занятие№12
«Сила»
«Сила удара»
Что такое сила? Измерение силы. Измерение силы удара, силы пальцев. Познакомить детей с понятием силы как физической величины,
Учить измерять и сравнивать силу
с помощью прибора.
Опыт с использованием научной лаборатории «Наураша» : «Измерение силы, удара».
Март
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
1 неделя Занятие № 13
«Наши помощники - органы чувств»
Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ Беседа «Мы такие разные»
Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности). Предложить детям дома наблюдать за домашними животными
(особенности их органов чувств)
3 неделя Занятие № 14
«Сердце»
Цель: Познакомить детей с назначением сердца, показать его положение. Познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца
Прививать навыки ЗОЖ Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой.
Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей.
Учить детей измерять пульс человека; закреплять умение пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории «Наураша» Формирование понимания ценности здорового образа жизни, потребности быть здоровым.
Знакомить детей с органами кровообращения. Фонендоскоп, набор для исследований «Наураша».
Опыт с использованием научной лаборатории : «Пульс и упражнения»
Плакат с изображением сердца, муляж сердца.
Апрель
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
1 неделя Занятие № 15
«Земля. Космос»
Цель: познакомить детей с основными планетами, закрепить знания о космосе.
Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;
Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон
3 неделя Занятие № 16
«Наши Космонавты. Почему в Космосе нет звука.»
Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.
Беседа: «Они были первыми»
Ц: закреплять знания о первых шагах человека в космосе; о космонавтах России.
Опыт «Темный космос»
Ц: Узнать почему в космосе темно»
«Вращающаяся земля»
Ц: представить, как земля вращается вокруг совей оси.
Май:
Неделя Занятия Беседы Наблюдения
2 неделя Занятие № 17
Занятие «Бумага – наша помощница»
Цель: пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты. Беседы:
«Где изобрели бумагу»
«Почему бумага разная?»
3 неделя Занятие № 18
«Итоговое занятие»
Викторина «Слет юных ученых»
Литература
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. ОВ. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников 2011 г.
4. М. А. Рунова. ,А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение (Интегрированные занятия)».2006г.
4. С. Н. Николаева «Юный эколог».2002г.
5. Л. А королева «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни». 2015 г.