Шитова Оксана
«Экскурсия в мини-музей. Выставка «Куклы наших бабушек». Тряпичные куклы
«Экскурсия в мини-музей. Выставка «Куклы наших бабушек»
МКДОУ детский сад №7 «Алёнушка» г. Белая Холуница Кировской области
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в мини-музей. Выставка «Куклы наших бабушек»
Разработала: воспитатель
Шитова Оксана Анатольевна
г. Белая Холуница
январь 2021г.
Публикация «„Экскурсия в мини-музей, Выставка „Куклы наших бабушек“, Тряпичные куклы» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры через образ традиционной обрядовой куклы, изучение значения кукол в русских обрядовых традициях.
Задачи:
Образовательная:познакомить с историей ее возникновения.
Развивающие:развивать интерес к старинным куклам
Воспитательные:
воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека
Активизация словаря: тряпичная, безликая.
Материалы: образцы тряпичных кукол, уголок русской избы с печкой (мини-музей кукол)
Ход занятия:
В. : Ребята, сегодня у нас есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей. В его создании участвовали дети старшей группы «АБВГДейка», родители и я. Все мы очень старались.
- Ну что, ребята, а теперь: Уши слушают – и все слышат
Глаза смотрят – и все видят
Ноги – руки не мешают
А голова хорошо думает.
- Если отгадаете загадку, то узнаете что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:
Что все это значит
Дочка, а не плачет
Спать уложишь
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла).
В. : И так что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).
В. : Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена. (ответы детей).
В. : ну, что же, тогда я приглашаю вас в музей кукол. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
Начинаем нашу экскурсию.
Дети подходят к печке. Возле нее лежат дрова.
В. : Что вы видите перед собой? (ответы детей)
В. : Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).
В. : Скажите, а детям можно самим разжигать печку? (ответы детей)
В. : Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?
В. : Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)
Воспитатель показывает полено одетое как кукла.
В. : Давным- давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала, что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков из лоскутков ткани. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние времена.
В. : А вы, знаете как появилась на свет самая первая кукла?
Есть такая легенда:
Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.
В. : Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено.
А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Мы вам расскажем о некоторых из них.
В. : В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:
1 реб. : Вот кукла-зернушка.
Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным)
2 реб. : Маленькому малышу мама делала куклу-пеленашку.
Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр.
3реб. : А вот эта кукла «Кубышка-травница»
Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней.
4 реб. : кукла «День-Ночь»
Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»
5 реб. : кукла «Десятиручка» изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.
6 реб. : кукла «Зайчик на пальчик» такую куклу мама делала своему ребенку, что бы ему не было скучно, когда родители уходили работать.
7 реб. : кукла «Хороводница» с такой куклой девочки учились водить хоровод.
В. : Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими.
Пальчиковая гимнастика «У Маланьи у старушки»
У Маланьи, у старушки ( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)
Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными
пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при
помощи пальцев.)
В. : Давайте вспомним про каких кукол мы вам сейчас рассказывала? (ответ детей)
- Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы)
- Значит она какая?
- Давайте повторим и запомним это слово (Тряпичная)
- Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (ответы детей)
В. : В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости.
В. : а ещё мы хотим вам показать сказку «Кто в избе важнее всех?» (показ сказки)
В. : Ну, что ребята, вам понравилась наша выставка? А каких кукол вы запомнили?
Спасибо, вам большое за ваше внимание.