Елена Карманникова
«Экскурсия по лесной полянке».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.
Лексическая тема «Насекомые».
Тема занятия "Экскурсия по лесной полянке".
Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей планеты.
Цель: закрепление знаний детей о насекомых.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Публикация «„Экскурсия по лесной полянке“,» размещена в разделах
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Познакомить детей со строением тела насекомых. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа. Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием союза потому - что.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать общую моторику, координацию. Развивать зрительную и слуховую память. Развивать ВПФ и познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением насекомых, игрушки насекомых, манка, рукавицы, цветы, ноутбук, лепестки цветика – семицветика (белые и цветные, увеличительные стекла.
Предварительная работа. Заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок.
Ход занятия:
Организационный момент.
(Дети входят в группу, встают около воспитателя).
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку.
Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги»
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
(Дети выполняют упражнение на ковре).
Основная часть:
Дети (Подходят к ковру на котором цветы).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. (Раздается звонок телефона).
-Ой, нам пришло СМС-сообщение. Интересно, от кого оно? Письмо от Лесовичка. Он просит, включить компьютер и посмотреть видеосообщение.
(Воспитатель читает письмо, и дети смотрят видеосообщение).
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня был удивительный цветочек «Цветик-семицветик» и друзья-насекомые, но меня настигло ненастье. Лепестки цветка потеряли окраску, а насекомые все разбежались. Помогите мне, пожалуйста! Верните прежний цвет лепесткам и отыщите насекомых. А для этого надо выполнить задания, я один не справлюсь».
Поможем Лесовичку, ребята?
Дети: Да.
(Воспитатель обращает внимание детей на бесцветный цветик-семицветик (на фланелеграфе, с заданием на каждом лепестке).
Задание I «Отгадать загадки».
(Воспитатель читает задание на первом лепестке. По мере отгадывания выставляет иллюстрации с отгадками).
1. Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит.
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель … (муравей)
2. На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)
3. На цветок она садится,
Не устав с утра трудиться
Людям воск и мёд дала
Беспокойная … (Пчела)
4. Торопиться он не хочет,
Листья ест, деревья точит,
Слышен нам жужжащий звук -
То летит обедать …. (Жук)
5. Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт.
(Комар)
6. С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку
Прыгает пружинка,
зелёная спинка.
(Кузнечик)
Воспитатель: Муравей, комар, жук, пчела, кузнечик, стрекоза – как назовём общим словом?
Дети: Насекомые.
Молодцы, ребята, справились с первым заданием. (Меняет цвет лепестка).
Задание II
Д/и «Найди насекомое».
Воспитатель. Пройдите на лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.
(На ковре лежат цветы, под ними по одному насекомому).
-Кого из насекомых вам удалось найти?
Ответы детей.
-Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного стекла. Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.
Воспитатель: Молодцы! Справились со вторым заданием.
(Меняет цвет лепестка).
Задание III
Читает третье задание. Д/и «Собери целое из частей»
Воспитатель: В волшебной коробочке лежат части целой картинки. Возьмите по одной части насекомого.
А теперь назовите, какая часть тела у вас в руках? (Ответы детей).
Посмотрите внимательно, и соберите картинку.
(Дети, подходят к столу и собирают картинку).
Какое насекомое вы собрали?
Ответы детей.
Правильно, кузнечик. Его еще называют «Чемпионом по прыжкам». Так как у него мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается. Ребята, а кто знает, где у кузнечика уши?
Представьте себе – на ногах. Вот такое удивительное насекомое, кузнечик.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.
(Меняет лепесток).
Задание IV
Физминутка «Сороконожка»
Читает четвертое задание.
«Изобрази сороконожку»
Шла сороконожка. По сухой дорожке. (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: Молодцы ребята! Все правильно изобразили сороконожку.
(Меняет цвет лепестку).
Задание V
Игра «4 лишний».
Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель: И с этим заданием справились.
(Меняет лепесток).
Задание VI
Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
Гусеница ползает, а бабочка (летает).
Пчёлы летают, а паук (ползает).
Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).
Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
(Меняет лепесток).
Задание VII «Какие насекомые больше переносят пыльцу»
Воспитатель берет следующий лепесток.
Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?
Ответы детей.
Давайте проведем эксперимент.
- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых,
надев мохнатую превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.
- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.
- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?
- Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.
-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Вот и последний лепесток приобрел цвет.
(Появляется Лесовичок).
Лесовичок. Какие вы молодцы. Вы помогли мне справиться с заданиями и вернули прежний цвет лепесткам цветику-семицветику. И подарю я вам всем подарки.
Итог занятия
-Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?
Ответы детей.
- А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли задания.
-Молодцы, спасибо вам большое!