Ольга А
Экскурсия как средство ознакомления детей с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня проведу экскурсию по территории нашего детского сада.
- Друзья, сегодня к нам в группу принесли письмо. От кого – неизвестно. Но мы можем понять, если внимательно послушаем загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Дети: Это весна!
- Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Публикация «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Но прежде, чем мы начнём экскурсию, давайте вспомним правила поведения на природе. (Ответы детей.)
- Что вы знаете о весне?
(Ответы детей.)
(Весна – это время года, которое наступает после зимы. У весны – 3 месяца: март, апрель, май. Весной оживает и просыпается вся природа.)
- Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?
1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весна да осень – на дню погод восемь.
4. Март – с водой; апрель – с травой; май – с цветами.
5. Пришла весна, так уж не до сна.
- Во время нашей экскурсии будут остановки. И первая из них – «Неживая природа».
- Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в неживой природе с приходом весны? (потеплело, растаял снег)
- Какая сегодня погода? (ответы детей)
- Какое небо весной? (голубое, высокое)
- Если на нем облака? А вы знаете из чего состоят облака? (из мельчайших капелек воды)
- А какие виды облаков вы знаете? (кучевые, перистые, слоистые)
- Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте и скажите, на что они похожи?
- Друзья, а есть ли сегодня солнышко?
- Какое оно весеннее солнце? (яркое, лучистое, приятное, ….)
- А чем отличается весеннее солнышко от зимнего? (Зимой солнце не грело землю, а только освещало её, заходило оно рано, вставало поздно. Поэтому дни были короткими, а ночи – длинными. Сейчас солнышко поднимается выше над горизонтом, отдаёт больше лучей на землю, поэтому земля успевает прогреться. Дни стали длиннее.)
- А как мы можем проверить, что солнце не только ярче светит, но и греет? (можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза)
- Попробуем это сделать.
- А есть ли сегодня ветер? Как вы определили? (ответы детей)
- А если есть ветер, то как можно сказать о погоде? (ветреная)
- А есть ли сегодня осадки? Какие осадки выпадают весной? (ранней весной может идти снег, дождь)
- Что происходит весной с почвой? (почва оттаивает, в ней накопилось много влаги от снега)
- Вот видите, сколько признаков весны мы выделили в неживой природе!
Отправляемся дальше….
- Вторая остановка: «Мир первоцветов».
- Ещё кое-где лежит снег, вы тепло одеты, а в нашем саду уже появились первые цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «12 месяцев». Разве это не чудо? Эти цветы поднялись из-под снега, навстречу жизни. (Подснежник)
- Почему его так называют (ответы детей)
- Какие первоцветы мы знаем? (пролески, примула, крокусы, весенник, мускари, др.)
- Один мудрец сказал: «Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал бабочку – она умерла
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно лишь сердцем.»
- Как вы думаете, почему я прочла эти строки? (ответы детей)
- Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Мяч бросай – весенний цветок называй».
- Ещё на территории нашего сада растут и лекарственные растения. Давайте пройдем дальше и рассмотрим их. (мелисса, подорожник, одуванчик, барвинок, чистотел, мята, куст шиповника)
- Почему их называют лекарственными? (они обладают лечебными свойствами)
Продвигаемся дальше по территории детского сада.
Следующая остановка «Деревья и кустарники».
- Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья и кустарники растут на территории детского сада? (платан, клен, береза, ель, сосна, калина, сирень, шиповник, ….)
- Назовите хвойные деревья? (ответы детей)
- Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева одни большой ствол и высокий, а у куста – много стволовых веток и низкий)
- Посмотрите на деревья и кустарники. Скажите, что происходит с ними весной? (набухают почки, у хвойных – меняется цвет коры, хвои. Начинается сокодвижение)
- Ребята, а скажите, когда деревья и кустарники ещё не покрылись листвой, как же вы их отличаете друг от друга? (по коре, по стволу, по ветвям, .)
- Предлагаю поиграть в игру «Раз-два, три….
К названному …. «Беги!»
- Я вижу, вы настоящие знатоки природы. И это очень хорошо. Ведь человек не может жить отдельно от природы. Мы свами часть природы.
- Сегодня предлагаю вам подойти к дереву, которое является негосударственным символом нашей России и растёт по всей территории нашей Родины. Послушайте загадку:
Она весну встречает,
Серёжки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь ты …. (Берёзку)
Предлагаю подойти к берёзке.
- А как называют берёзу в народе? (белоствольная).
- Какими ласковыми словами можно назвать берёзу? (кудрявая, стройная, высокая, лёгкая)
- Обращаю ваше внимание на то, что о берёзе сложено много стихотворений, песен. Это самое красивое дерево!
- Послушайте стихотворение русского поэта А. Прокофьева:
Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся, - но не ломится.
- А знаете ли вы, что на берёзке 2 раза в год вырастают серёжки?
- В серёжках находятся семена. Первые серёжки появляются в апреле. Это цветы берёзы. А осенью появляются другие серёжки. Это уже плоды, в которых находятся семена.
- Мы можем взять лупы и рассмотреть семена. (Семена маленькие и у них есть крылышки и поэтому ветру очень легко их разносить) И если такое семечко упадёт на землю, то из него вырастит новая берёзка!
- Сколько деревьев может вырасти из семян? (много)
- Вот видите, какая добрая, щедрая берёзка.
- Мы прощаемся с берёзкой и движемся дальше ….
- Следующая наша остановка: «Пернатые друзья». Остановимся у кормушек птиц.
- Для чего люди изготовляют кормушки? (ответы детей)
- Какие птицы прилетают к кормушке в течении всей зимы? (воробьи, синицы, вороны, голуби, дятлы, ….)
- Какие это птицы? (зимующие)
- А сейчас нужно подкармливать птиц? (Да. Ещё мало корма, насекомых)
- Весна – время возвращения перелётных птиц.
- Каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.)
- Какие птицы прилетают раньше всех? Их называют «вестники весны».
Детская игра «Хлопни в ладоши, если увидел перелётную птицу». (иллюстрации птиц)
- Чем заняты птицы весной?
- Зачем строят гнёзда?
- Из чего?
- Где? (в дупле, на деревьях, кустах, под крышей)
- Можно ли разорят гнёзда? (Нет. Потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.)
- Они разносят семена ягод, трав, цветов, трав по земле.
- Радуют нас своим пением.
- Вот и подходит к концу наша весенняя прогулка по нашему саду …
- Обратите внимание, на одной из веточек калины висит посылочка от весны. Давайте её найдём …
(Весна награждает всех эмблемами «Юные защитники природы»)
- А как мы будем защищать нашу природу? (ответы детей)
- А в завершении нашей экскурсии предлагаю посадить цветы на клумбе детского сада. Пусть радуют всех красотой. (Дети совместно со взрослыми сажают цветы на клумбах.)