Римма Душенькина
Экология взаимоотношений взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: кризис современного детства, значение стиля общения с детьми, правила взаимодействия с детьми по Ю. Б. Гиппенрейтер. Краткая аннотация. В статье автор говорит об использовании новых форм взаимодействия с детьми. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).(2,с. 6)
Публикация «Экология взаимоотношений взрослых и детей» размещена в разделах
Современный мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются и дети. Сегодняшнее поколение это-поколение цифровых технологий: эрудированное, любознательное, развитое не по годам. Но! Общение детей, от самого рождения, с различными гаджетами накладывает отпечаток на их психику. Появляются серьёзные проблемы со здоровьем, часто встречается задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивность, различные речевые нарушения и т. п. Ценностные ориентиры современного мира часто оказывают разрушительное влияние на семью. Сегодня появились социально-скрытые неблагополучные семьи, где только внешне всё хорошо. Из-за растущей материальной и социальной неудовлетворённости взрослых, возникло понятие «социально скрытые сироты», когда родители имеются, но они на заработках в другом городе. На детей, так же отрицательно влияет неблагоприятный эмоциональный климат в семье, неумение родителей решать конфликтные ситуации. Современные педагоги все чаще говорят о кризисе традиционного детства, при котором взрослые не в состоянии выполнить одну из главных своих миссий – передать детям опыт прошлых поколений. Более того, родители и педагоги стали стремительно терять свой авторитет и средства воздействия на детей. Взять, к примеру, рядовое занятие в детском саду - сделать всё запланированное удаётся не всегда. Один ребенок «встал не с той ноги», другой медлительный, третий гиперактивный и т. п. Вот тут равновесие и теряется, срабатывают автоматические реакции: раздражение, нетерпение, вылетают слова критики в адрес «неугодных», тон повышается. Вряд ли такое занятие станет плодотворным. А что унесёт с такого занятия каждый ребенок? Какой социальный опыт получит? Как же быть? В сложившейся ситуации, общение с детьми требует новых знаний и умений. Пришлось думать и искать, как подобрать ключики к маленьким непоседам, как повернуть их, бьющую ключом, энергию в нужное русло, и как получать результат и радость от общения с детьми? В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности и сохранения здоровья. Они приводят сравнение с пищей и делают вывод, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу. (1,с. 5) Несколько лет назад мне пришлось заниматься на психологических родительских курсах, где изучалась новая система воспитания, нацеленная на гармонизацию отношений в семье. Программа курсов оказалась очень интересной и полезной. Основывалась она на книге известного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», где шаг за шагом автор знакомит, как строить благоприятные отношения с ребенком. Ее книги – это готовые учебники для любящих родителей и педагогов. Некоторые рекомендации я попробовала использовать на своих занятиях. Ведь детский сад является вторым домом ребенка, а значит, как и семья, педагоги тоже должны выстраивать доброжелательные отношения со своими воспитанниками. Вот правила, которые на мой взгляд, можно и нужно применять в работе с дошколятами. Правило 1. Для активизации детей во время организационных моментов (когда убирают игрушки, переодеваются или переходят к другому виду деятельности). Детей нужно ограничивать во времени. Начать счет, например до «10», объявить соревнование «кто первый?» или подбодрить: «А, вот, Юра первым услышал мою просьбу и выполнил ее». Правило 2. Когда вопрос касается послушания (точнее – непослушания) и дисциплины. Психологи предлагают: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое». Для этого нужно придумать фрагменты занятий, которые будут создавать зону радости (любимые игры детей, сюрпризные моменты) и проводить их регулярно,чтобы дети ждали их и знали,что они наступят обязательно,если они не сделают чего-то очень плохого. (1,с. 171) У меня на этот случай сформирована подборка увлекательных музыкальных игр. Правило 3. О чувствах взрослых. Как с ними быть? Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. (1,с. 111) Например:1)МНЕ трудно говорить, когда шумно. 2)Меня огорчает, когда дети небрежно выполняют задание. Заметьте, эти предложения содержат личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. Психологи эти высказывания называют «Я - сообщениями», которые позволяют выразить негативные чувства в не обидной для ребенка форме. А не «Почему ты шумишь?» или «Ну что ты не стараешься?».Здесь чувствуется выпад,обвинение и критика,на которые ребенок ответит обидой,защитой или дерзостью. Правило 4. В образовательном процессе, когда дети чему-либо учатся, они делают ошибки. А давайте вспомним, как мы реагируем? С психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку или взрослому, который учится что-либо делать сам, нелепы. Как же научить, если не указывать на ошибки? Указывать на них нужно, но с особенной осторожностью. Не стоит замечать каждую ошибку, а замечание всегда надо делать на фоне общего одобрения. (1. с. 22)1)Саша, ты хорошо знаешь слова песни,вот и пой громче, чтобы все услышали. 2)Посмотрите, ребята, как легко танцует Марина. А не «Саша, ну почему так тихо поешь!» «Ребята, зачем вы так топаете!». Ребенку важно не только освоить умение и потренировать способность учиться, но важен и эмоциональный след от образовательной ситуации, и след на отношениях со взрослым. Получалось не сразу. Пришлось трудиться, ломать свои привычки, стирать автоматические реакции. Правила я старалась применять не только в работе с детьми, но и в общении с коллегами и близкими. Реже стали возникать конфликтные ситуации, а если и случались, то благополучно разрешались. Приятно было наблюдать детей – они действительно реагировали, исправлялись, подтягивались, старались. Нервозность и раздражение отступили, на занятиях воцарилась благоприятная атмосфера, а главная награда - это счастливые улыбки ребят, и наше общее желание общаться вновь и вновь. Данная методика будет работать лучше, если её поддержат все участники воспитательного процесса: и педагоги, и родители. Для этого, в образовательном учреждении хорошо организовать курсы и проработать все необходимые приемы на тренингах. Тогда, осознав всю ответственность за то, какое детство проживут дети, педагоги и родители смогут иначе общаться с ними: будут понимать и принимать их, научатся их слышать, быть с ними вместе, мудро разрешать тупиковые ситуации. А дети обретут бережную заботу и разумную любовь взрослых.
Литературные источники: 1. Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком Как!-М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВК,2010,- 238(2)с. :ил.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.