Получи документы

Экология взаимоотношений взрослых и детей

Римма Душенькина
Экология взаимоотношений взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: кризис современного детства, значение стиля общения с детьми, правила взаимодействия с детьми по Ю. Б. Гиппенрейтер. Краткая аннотация. В статье автор говорит об использовании новых форм взаимодействия с детьми. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).(2,с. 6)

Публикация «Экология взаимоотношений взрослых и детей» размещена в разделах

Современный мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются и дети. Сегодняшнее поколение это-поколение цифровых технологий: эрудированное, любознательное, развитое не по годам. Но! Общение детей, от самого рождения, с различными гаджетами накладывает отпечаток на их психику. Появляются серьёзные проблемы со здоровьем, часто встречается задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивность, различные речевые нарушения и т. п. Ценностные ориентиры современного мира часто оказывают разрушительное влияние на семью. Сегодня появились социально-скрытые неблагополучные семьи, где только внешне всё хорошо. Из-за растущей материальной и социальной неудовлетворённости взрослых, возникло понятие «социально скрытые сироты», когда родители имеются, но они на заработках в другом городе. На детей, так же отрицательно влияет неблагоприятный эмоциональный климат в семье, неумение родителей решать конфликтные ситуации. Современные педагоги все чаще говорят о кризисе традиционного детства, при котором взрослые не в состоянии выполнить одну из главных своих миссий – передать детям опыт прошлых поколений. Более того, родители и педагоги стали стремительно терять свой авторитет и средства воздействия на детей. Взять, к примеру, рядовое занятие в детском саду - сделать всё запланированное удаётся не всегда. Один ребенок «встал не с той ноги», другой медлительный, третий гиперактивный и т. п. Вот тут равновесие и теряется, срабатывают автоматические реакции: раздражение, нетерпение, вылетают слова критики в адрес «неугодных», тон повышается. Вряд ли такое занятие станет плодотворным. А что унесёт с такого занятия каждый ребенок? Какой социальный опыт получит? Как же быть? В сложившейся ситуации, общение с детьми требует новых знаний и умений. Пришлось думать и искать, как подобрать ключики к маленьким непоседам, как повернуть их, бьющую ключом, энергию в нужное русло, и как получать результат и радость от общения с детьми? В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности и сохранения здоровья. Они приводят сравнение с пищей и делают вывод, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а в последствии, конечно, и его судьбу. (1,с. 5) Несколько лет назад мне пришлось заниматься на психологических родительских курсах, где изучалась новая система воспитания, нацеленная на гармонизацию отношений в семье. Программа курсов оказалась очень интересной и полезной. Основывалась она на книге известного психолога Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», где шаг за шагом автор знакомит, как строить благоприятные отношения с ребенком. Ее книги – это готовые учебники для любящих родителей и педагогов. Некоторые рекомендации я попробовала использовать на своих занятиях. Ведь детский сад является вторым домом ребенка, а значит, как и семья, педагоги тоже должны выстраивать доброжелательные отношения со своими воспитанниками. Вот правила, которые на мой взгляд, можно и нужно применять в работе с дошколятами. Правило 1. Для активизации детей во время организационных моментов (когда убирают игрушки, переодеваются или переходят к другому виду деятельности). Детей нужно ограничивать во времени. Начать счет, например до «10», объявить соревнование «кто первый?» или подбодрить: «А, вот, Юра первым услышал мою просьбу и выполнил ее». Правило 2. Когда вопрос касается послушания (точнее – непослушания) и дисциплины. Психологи предлагают: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое». Для этого нужно придумать фрагменты занятий, которые будут создавать зону радости (любимые игры детей, сюрпризные моменты) и проводить их регулярно,чтобы дети ждали их и знали,что они наступят обязательно,если они не сделают чего-то очень плохого. (1,с. 171) У меня на этот случай сформирована подборка увлекательных музыкальных игр. Правило 3. О чувствах взрослых. Как с ними быть? Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. (1,с. 111) Например:1)МНЕ трудно говорить, когда шумно. 2)Меня огорчает, когда дети небрежно выполняют задание. Заметьте, эти предложения содержат личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. Психологи эти высказывания называют «Я - сообщениями», которые позволяют выразить негативные чувства в не обидной для ребенка форме. А не «Почему ты шумишь?» или «Ну что ты не стараешься?».Здесь чувствуется выпад,обвинение и критика,на которые ребенок ответит обидой,защитой или дерзостью. Правило 4. В образовательном процессе, когда дети чему-либо учатся, они делают ошибки. А давайте вспомним, как мы реагируем? С психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку или взрослому, который учится что-либо делать сам, нелепы. Как же научить, если не указывать на ошибки? Указывать на них нужно, но с особенной осторожностью. Не стоит замечать каждую ошибку, а замечание всегда надо делать на фоне общего одобрения. (1. с. 22)1)Саша, ты хорошо знаешь слова песни,вот и пой громче, чтобы все услышали. 2)Посмотрите, ребята, как легко танцует Марина. А не «Саша, ну почему так тихо поешь!» «Ребята, зачем вы так топаете!». Ребенку важно не только освоить умение и потренировать способность учиться, но важен и эмоциональный след от образовательной ситуации, и след на отношениях со взрослым. Получалось не сразу. Пришлось трудиться, ломать свои привычки, стирать автоматические реакции. Правила я старалась применять не только в работе с детьми, но и в общении с коллегами и близкими. Реже стали возникать конфликтные ситуации, а если и случались, то благополучно разрешались. Приятно было наблюдать детей – они действительно реагировали, исправлялись, подтягивались, старались. Нервозность и раздражение отступили, на занятиях воцарилась благоприятная атмосфера, а главная награда - это счастливые улыбки ребят, и наше общее желание общаться вновь и вновь. Данная методика будет работать лучше, если её поддержат все участники воспитательного процесса: и педагоги, и родители. Для этого, в образовательном учреждении хорошо организовать курсы и проработать все необходимые приемы на тренингах. Тогда, осознав всю ответственность за то, какое детство проживут дети, педагоги и родители смогут иначе общаться с ними: будут понимать и принимать их, научатся их слышать, быть с ними вместе, мудро разрешать тупиковые ситуации. А дети обретут бережную заботу и разумную любовь взрослых.

Литературные источники: 1. Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком Как!-М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВК,2010,- 238(2)с. :ил.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

Публикации по теме:

Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР – д\с «Золотой ключик» г. Зернограда «Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста».

Лэпбук «Экология» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Экология» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! В продолжение разговора об экологическом воспитании дошкольников хочу вам показать ещё один лэпбук, который так и называется.

Формирование взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Дошкольное детство – это возраст становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его.

Инновационный опыт «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Проблема: В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео - играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие,.

Использование сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возрастаИспользование сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста Конспект театральной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальная сказка «Дедушкин пирог». Предлагаю вашему вниманию.

Календарный план недели «Экология» для группы детей с ОНР с 16 по 20 июля 2018 г. 3 неделя: Тема: Экология Задачи: Формировать у детей элементарные экологические представления, расширять и систематизировать.

Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску»Развитие положительных взаимоотношений детей и родителей посредством совместной творческой акции «Подарок Мурманску» Цель: воспитывать чувства любви и гордости к своей Родине, родному краю, городу. Задачи: • закреплять знания детей о родном городе как.

Фотоотчет «Победительница конкурса «Земля — наш дом: экология в рисунках детей»Фотоотчет «Победительница конкурса «Земля — наш дом: экология в рисунках детей» "Земля - наш дом: экология в рисунках детей". Пять воспитанников «Детского сада №3 «Светлячок» вместе с родителями и воспитателями приняли.

Родительское собрание в детском саду «Экология общения детей и родителей» Экология общения родителей с детьми Цель : Содействие развитию отношений партнёрства и сотрудничества между детьми и родителями. Задачи:.

Презентация «Типология родительских взаимоотношений. Искусство любить детей» «Искусство любить детей». Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь драматичны, как отношения между любящими. А. Моруа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экология взаимоотношений взрослых и детей
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 21:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экология взаимоотношений взрослых и детей» (включая файлы) размещена пользователем Римма Душенькина (УИ 1785917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД