Кочеткова Юля
Опыт работы «Экологическое воспитание детей подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников»
Аналитический отчет подготовительной группы №3 за 2021-2022 учебный год.
Воспитатель высшей квалификационной категории Кочеткова Юлия Николаевна
МОУ "Дедовская СОШ №1" дошкольное отделение №13
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей подготовительной группы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, обогащение экологических знаний, формирование у детей умений быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
В рабте по экологическому воспитанию можно выделить следующие направления:
• Создание условий, обогащение развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы «Природа наш общий дом». В уголке природы вы можете найти :
- альбом «Комнатные растения» с описанием ухода;
- набор декоративных домашних и диких животных, насекомых;
-календарь погоды и природы;
-альбомы, гербарии,
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации опытнической деятельности;
-модели климатических поясов «Арктика», «Африка»,
-сюжетные картинки по временам года и месяцам,
-коллекции: семян цветов и овощей, ракушек,насекомых, природных минералов, инциклопедий.
- демонстрационный материал на тему «Времена года», карта России, «круговорот воды в природе»
- детская литература из серии «Ферма», «Жители леса»
- тетради «Школа 7 гномов. Экология»
Мы знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
С детьми было организовано чтение экологических сказок с последующими беседами, произведений С. Маршака «Весенняя песенка». Л. Толстого «Пришла весна», «Как волки учат своих детей». Г. Скребицкого «На лесной полянке», Н. Павловой «Ранней весной», И. Белякова «Подснежник проснулся», А. Яшина «Покормите птиц», Ю. Казакова «Жадный Чик и кот Васька», сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., В. Чаплин «Питомцы зоопарка», рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. .Стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев., поэты о весне (стихи о весне, чтение и разучивание стихов, загадок.
В группе№3 подобрана библиотека художественных произведений, сказок, энциклопедий по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе. При знакомстве с поэзией детям легче и проще да тся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение е в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу реб нок учится правильно выражать сво мнение, озвучивать чувства. В группах подобраны иллюстрации и энциклопедии соответствующие возрастной категории детей. Дети самостоятельно и совместно с воспитателями рассматривают иллюстрации и энциклопедии про птиц и
Дети прослушивали аудиозаписи В. Бианки «Птичьи разговоры», «Чей нос лучше?», «Вальс цветов» П. Чайковского, и др.
Игровая деятельность.
-Дидактические игры: «Кто как говорит», «Чего не хватает?», «Птички», «Назови детеныша», «Парочки», «Кто как устроен», «Кто где живет», «Летает не летает», «Назови птицу», «Где чьё гнездо», «Домашние и дикие животные», «Животные жарких стран».
-Сюжетные игры: «Зоолечебница», «Цветочный магазин», «Семья на даче, на природе».
-Подвижные игры: «Сова», «Гуси-лебеди», «Лягушка и цапля», «Волк во рву», «Рыбак и рыбки», «Птички в гнездышках», «Мыши и кот», «Воробушки и кот», «Зайцы и волк».
-Исследовательская деятельность: «У кого какие клювы», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят гнезда», опыты «Для чего корешки», «Песок и его свойства», «Удивительная вода», «Что нужно цветку».
- Наблюдения на прогулке: «Перелетные птицы», «Проталинки», «Почки», «Какое дерево растет на участке», «Что изменилось с приходом весны», «Огород», «Цветник», «Весенние работы»
, - Художественно-творческая деятельность:
Лепка «Пернатые», «Жители леса», «Мой друг»
Рисование «Птицы», «Цветущая яблоня», «Ветка черемухи», «Весна пришла» «А на улице капель», «Домашние животные», «Зимние узоры», «Осень золотая», «Я люблю колючее, я люблю пушистое», «Удивительный подводный мир», «Жители разных континентов»
Аппликация «Птички на ветке», «Подснежники», «Белая береза», «Ковер их осенних листьев», «Осенний натюрморт»
- Развитие речи : составление описательных рассказов по сюжетным картинкам «Жизнь в деревне», «Наступила весна», «Дикие животные», «Домашние животные», заучивание стихотворений по мнемосхемам «Родина» З. Александровой, П. Соловьевой «Ночь и день», чтение сказки В. Даля «Старик-годовик». Детям читались стихи русских поэтов по сезонам. Это помогло детям почувствовать удивительную неповторимость природы в разное время года.
- Беседы познавательного цикла: «Весенний праздник птиц», «Животный мир нашей родины», «День Земли», «Всемирный праздник защиты водных ресурсов», «Лесные опасности».
• Внесение регионального компонента.
Воспитателями были подготовлены для детей презинтации на тему «Мой город», «Природа Подмосковья», «Растительный мир Истринской земли», «Природные богатства родного края», «Животный мир Подмосковья».
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов. На протяжении месяца мы с детьми наблюдали за состоянием набухших почек, появлением первоцветов на клумбах на прогулке, было очень интересно наблюдать за изменениями в природе.
• Экологическое просвещение родителей.
В родительских уголках была размещена различная информация по теме, затрагивающая различные аспекты экологического воспитания детей. Участвовали в акции «Эколята- защитники природы». Выставлены были консультации «Трудовое воспитание в семье», «Приобщение ребенка к миру прекрасного», «Экологическое воспитание детей в семье», «Органихация познавательно – исследовательской деятельности дома». Для родителей оформлены папки передвижки «Экологическое воспитание дошкольников», «Насекомые и человек», «Отдых на природе».
Активное участие в творческих конкурсах муниципального, всероссийского уровней: «Весенние пейзажи», «Урожайный карновал», «Краски осени», «Осень- рыжая плутовка», «Здравствуй зимушка, Зима», «Эколята – защитники природы», «Земля наш общий дом», Акция «Кормушка для пичужки», «Мусор земле не к лицу» «Экологический субботник», Акция «Домик для скворца». Родители вместе с детьми творчески подошли к изготовлению скворечников, разместили их на прогулочных участках детского сада и были сделаны кормушки для птиц. Родители активно участвовали в субботниках.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека
Повышение экологической грамотности самого педагога.
В МОУ "Дедовская СОШ №1" дошкольное отделение № 13 были проведены следующие мероприятия:
Семинары-практикумы
Участие в конкурсах
Консультации
Организация выставок
Презентация опыта работы
В результате проделанной работы дети научились :
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
В течение года в подготовительной группе были проведены мероприятия с детьми: Вечера загадок (ребусов) по темам: «Животные», «Человек»,, «Что это за птицы?», «Зимняя сказка».
Викторины «Животные», «Знатоки птиц» ,«Пришла зима».
Успешно прошли тематические дни: «День земли», «День птиц»
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой способствует эстетическому воспитанию детей. Развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Главная задача воспитателя вовлечь реб нка в мир природы, в мир растений и животных. Дети много узнали о природе, расширили свои представление о взаимосвязи человека и природа, роли человека в мире природы. Дети активно работали на всех занятиях, думали, рассуждали о природе, и вреде человека на окружающую среду.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.
Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.