Светлана Назарова
Экологическое воспитание через художественную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 97»
Статья «Экологическое воспитание
через художественную деятельность»
Подготовила: Назарова С. Н.
Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания образования ребенка.
Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений.
Публикация «Экологическое воспитание через художественную деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети, особенно если они проживают в крупном городе, редко имеют возможность тесного общения с природой. Взаимодействие с природой это важный компонент экологического и эстетического развития ребенка. Но даже если у взрослых есть возможность вывозить ребенка на природу, то они не всегда верно организовывают деятельность детей, поддерживающую интерес к познанию и пробуждению эмоций. А ведь очень важно показывать красоту каждого листочка и цветка. Сегодня взрослые должны помочь дошкольнику испытать восторженные чувства при виде капелек росы, радуги в солнечный день и других природных явлений. Положительные эмоциональные переживания формируют основу экологического сознания ребенка.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умения увидеть и чувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Психологами доказано, что даже самые великолепные репродукции и фотографии не смогут дать детям полного представления о природном мире, поскольку очень важно, чтобы дошкольники воспринимали его при помощи всех органов чувств. Поэтому в ходе экологического воспитания так важно объединение следующих видов деятельности :
• Наблюдения;
• Экспериментирования;
• Изобразительной деятельности;
• Речевой деятельности;
• Литературного творчества;
• Театрализованной и музыкальной деятельности.
Целью работы с детьми по этой теме является формирование основ экологической культуры у дошкольников через художественно-творческую и познавательную деятельность.
Ставим следующие задачи:
1. Формировать основы экологической культуры у детей старшей возрастной группы посредством интеграции художественно-творческой и познавательной деятельностей;
2. Воспитывать любовь к родной природе и ценностное отношение к ее богатствам.
3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми в рамках образовательного проекта экологической направленности;
4. Показать детям и родителям варианты необычного и творческого использования бросового материала, игровых технологий;
5. Развивать творческое воображение детей и художественно-эстетический вкус.
Различные занятия искусством не только помогают раскрыть творческий потенциал дошкольника, но и формируют у него правильное мировоззрение, воздействуя на всю эмоционально-чувственную сферу. Поэтому обучение и воспитание дошкольников должно использовать средства арт-педагогики:
Музыку;
• Изобразительное искусство;
• Театр;
• Литературу.
Проявление себя в различных видах изобразительной практики и экспериментирования дает возможность детям знакомиться с окружающим миром через нравственность и красоту.
В работе с дошкольниками по данной теме педагог выстраивают взаимосвязь различных видов деятельности : музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. Благодаря такой работе дошкольники получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала.
Как сказал великий русский писатель М. М. Пришвин «Природа — источник творческого вдохновения… Именно в раннем возрасте необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
В ребенке можно воспитать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, сострадание, сопереживание.
Усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.
Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться особой жизнью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с обедненной душой. Именно этому способствуют произведения различных видов искусства о природе и собственная художественно-эстетическая деятельность детей по изображению и отражению природных объектов.
Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира.
Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Занятия по изоэкологии способствуют расширению представлений детей о природе, свойствах материалов.
Общение с природным материалом развивает ребё нка: деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им, воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность, знакомит с важнейшим принципом «не навреди!» (так как учит брать для работы листья лежащие на земле, кору на поваленном дереве, помогает осмыслить роль человека в сохранении природы, развивает аккуратность и точную согласованность в работе глаз и рук (сенсомоторику).
Изоэкология - вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, и сюжеты работы черпаются в природном окружении.
Дети очень любят создавать поделки из природного материала. Малыш, прицепив с помощью пластилина пёрышки к шишке - получает забавную птичку, перевернув шишку и добавив носик из пластилина - забавного ёжика. Так дети учатся видеть в простой форме необычные образы.
Дети не сразу могут увидеть и создать в своём воображении художественный образ.
Большое значение для активизации художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста имеет создание особой «образовательной среды». Для полноценного процесса формирования экологической культуры групповое помещение необходимо оформить растительными композициями, плакатами, фотовыставками, папкам с детскими работами на природные темы.
Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для художественно - эстетического творчества детей.
Важная роль в процессе формирования экологической культуры через художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость, расположение в пространстве и многое другое.
В процессе работы по теме используются такие ведущие методы как:
• словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);
• наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);
• практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).
Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы.
Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние.
Каждый из видов работ решает определённые задачи
экологического воспитания и изобразительной деятельности.
Наблюдение - метод чувственного познания природы.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.
Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.
Ещё В. А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…»
Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе.
Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности.
Все результаты наблюдений мы с детьми фиксируем в рисунках, поделках, рассказах об увиденном.
Во время прогулки организуются и в увлекательной форме проводятся подвижные игры в соответствии с сезоном года.
Работа с природным материалом
Эта работа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно и старательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и на свежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ, последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, которая позволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту. Работа с природным материалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельности и изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе с природным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. К заготовке можно подключить детей и их родителей.
Игра
Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки) проводят воспитатели.
Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Опыт
Нужно отметить, что детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.
Опыт включает в себя четыре этапа:
• точно определяем проблему;
• из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий;
• проводим сам опыт или наблюдение;
• в конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.
Чаще всего опыт связывается с изодеятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией, где дети, сразу же после опыта, воплощают свои наблюдения, впечатления, эмоции.
Больший эффект производят на детей кратковременные опыты, результаты которых дети видят сразу же.
Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности.
Знакомство с изобразительным искусством и музыкой
В общении с детьми нужно использовать и силу художественного воздействия через картиныи музыкальные произведения.
В работу включаем различные художественные произведения :
Проводятся занятия:
о лесе и о животных:
Прослушивается музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Просматриваются картины художников И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору», И. Левитана «Март», «Золотая осень».
Формируются знания о животных, стремление заботиться и ухаживать за ними. Используются произведения художников-анималистов : М. Ефремовой, Е. Чарушина, Т. Капустиной, а также просматриваются мультфильмы о животных.
Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах.
При ознакомлении детей со стихами русских классических поэтов - Бальмонта, Фета, Жуковского, Баратынского, Тютчева, Пушкина - о природе, они душой понимают красоту Родины. Эти классики своими стихами о природе учат детей доброте, радостному восприятию всех времен года, всех особенностей и неожиданностей погоды. На эмоциях воспитывается любовь к окружающей природе.
О воде:
В программу включаем музыкальные произведения, посвященные водной стихии: музыку Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, живопись художников
И. Айвазовского, А. П. Боголюбова, Л. П. Тихомирова формирует способность видеть красоту окружающего водного пространства, стремление сохранять и оберегать озера, реки, моря, океаны.
О человеке в природе. Разговор по этой теме формирует знания о здоровом образе жизни.
Природа в нетрадиционной технике рисования
Особое удовольствие у детей вызывают нетрадиционные способы рисования. Дети с нетерпение ждут начала занятия. За год дети знакомятся с разнообразными способами рисования: рисование тычком, губкой, ватными палочками, рисование пальчиками, кляксография. Значение таких занятий огромно, они вызывают радость труда, закрепляют полученные технические навыки, воспитывают доброту. Правда, на таких занятиях чаще всего оказываются испачканными столы, руки, одежда. Зато заряда радости хватает надолго не только у детей, но и у воспитателей.
Простые объекты и явления в природе, предлагаемые для наблюдения, успешно развивают детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности.
Свои работы ребята забирают домой, чтобы показать или подарить родителям. Или оставляют на выставке, в детском саду, где представляют и другие виды работ, сделанные своими руками.
Выставка
Выставки, которые оформляются в течение года, представляют собой вернисаж детских работ, выполненных в традиционной и нетрадиционной технике, и являются итогом предшествующей работы.
Театральная деятельность.
Театрализованная деятельность — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Почему нетрадиционных? Потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы на экологическую тематику, проведение опытов, экологические занятия, в работе используются театрализованные игры и постановки. Театрализованная деятельность - это прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира. Цель воспитательно-образовательной работы посредством театрализованной деятельности - формирование экологической культуры дошкольников.
Для решения поставленной цели были намечены следующие задачи:
•создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к познанию окружающего мира, к свободе самовыражения, осознанному отношению к природе через общение с театральным искусством.
•формировать способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения.
•развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).
•активизировать словарь ребенка.
Игровая деятельность является главной составляющей познавательной деятельности детей. Поэтому используем такие виды игр: игры - драматизации и игры-импровизации. Использование игр-имитаций образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь, трусливый заяц, трудолюбивый муравей, медлительная черепаха) - стимулирует проявление возможностей ребенка к театральной деятельности.
Игры-импровизации по текстам коротких экологических сказок и стихотворений, такие как, 3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами» способствуют развитию воображения, творческих способностей ребенка.
Использование сюжетов, в которых дети перевоплощаются в сказочных героев, помогает постичь традиции, народную мудрость, заложенные в произведения.
А перевоплощение в природные объекты позволяет в доступной форме познать особенности животного и растительного мира.
Музыкально-ритмические движения, сопровождающие процесс «перевоплощений», увеличивают двигательную активность, а звучание красивой музыки понемногу формирует музыкальный вкус.
Дети могут принять участие в ролевом диалоге героев экологических сказок
Н. Николаевой «Капельки», «Откуда появился росток?», в инсценировках народных сказок о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса» и других.
Очень важно чтобы каждый ребенок эмоционально участвовал в спектакле, сделал свои выводы в сторону добра: мог обозначить проблему, понять причины, из-за которых она возникла, и решить ее.
Средствами театральной деятельности серьёзная информация становится доступной благодаря ярким сказочным образам, неожиданным ситуациям, волшебству и приключениям.
Художественная деятельность имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.