Ирина Мигутина
Дидактическая игра «Экологический патруль»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 п. Вохма»
Вохомского муниципального района Костромской области
Разработала методист
Мигутина Ирина Юрьевна
пВохма
2019.
Пояснительная записка:
Публикация «Дидактическая игра „Экологический патруль“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В современном мире, когда человек всё активнее вмешивается в природные процессы, охрана окружающей среды и правильная утилизация бытовых отходов и мусора является одной из самых актуальных проблем. Тревогу вызывает загрязнение атмосферного воздуха, почвы, водных и лесных ресурсов. В нашей стране только сейчас серьезно задумались над вопросом сбора и утилизации мусорных отходов. Ведь часто мы не задумываемся над тем, что выброшенный нами бытовой мусор, стеклянная тара или целлофановый пакет может обрести вторую жизнь и вновь принести пользу людям. Между тем, новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или не разлагаются вообще.
Мусорная проблема захватила и наш сравнительно маленький поселок. На улицах можно увидеть самый разный мусор, но особую тревогу вызывают лесные свалки или мусорные горы рядом с реками и озерами.
В Вохме не так давно повсеместно поставлены баки темно-зеленого цвета, куда утилизируется весь бытовой мусор. Они сразу привлекли внимание детворы. Большинство наших дошкольников – народ познавательный, очень любят гулять на природе, ходить с родителями в лес, ездить на экскурсии. Дети обращают внимание, что в городах очень чисто, в некоторых существуют различные приспособления для мусора. Бесконечные вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создания настольной экологической игры. Идею обсудила с родителями, которые внесли небольшие коррективы в мою задумку.
Действительно, чем раньше мы начнем воспитывать культуру поведения детей в этом вопросе, тем принесем большую пользу всем нам.
Ребенок копирует поведение взрослых. Необходимо в игре, а не только на собственном примере показать ребенку, что бумажку от конфеты нужно выбросить в специальную урну, а не на асфальт, что, стеклянную бутылку ни в коем случае нельзя разбивать, в противном случае кто-то может обрезать ногу или лапу! Каждая выброшенная ненужная вещь может обрести вторую жизнь. Ребенок должен знать и тот факт, что перегоревшая электрическая лампочка или вышедший из строя компьютер может быть очень опасным для здоровья людей, нанести вред природе, животным и их необходимо утилизировать в специальную тару. Взрослые должны объяснить детям важность сбора отходов, их правильной утилизации. А чтобы получить вторсырьё, мусор нужно сортировать: бумагу к бумаге, пластик к пластику, стекло к стеклу и т. д. Всё должно лежать упакованным и в отдельных контейнерах.
Поэтому я решилась на создание настольной дидактической игры для старших дошкольников «Экологический патруль», которая позволит детям-игрокам совершить увлекательное путешествие по родному поселку, преодолеть препятствия и принести огромную экологическую помощь Вохме в виде сбора мусора и правильной его утилизации.
Цель игры: Создание условий для формирования экологической культуры, бережного отношения к природе, стремлению защитить ее от негативного влияния человека.
Задачи:
- Уточнить знания детей о значимости чистоты для нашего поселка, природы и роли человека в этом процессе;
- Расширить знания детей о видах мусора, его правильной утилизации;
- Развивать речь детей, закреплять умение отвечать полным ответом, предложениями, делать свои умозаключения;
- Воспитывать культуру поведения, любовь и уважение к природе вохомского края, родному поселку, его жителям;
Этапы создания игры:
1. Подборка фотографий – достопримечательностей родного поселка Вохма (библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, один из старейших домов в поселке, который был отремонтирован в прошлом году, Елькинский мост через речку Вочку, районная администрация, самая длинная в поселке улица Первомайская, сырозавод, районная больница, Вохомская средняя школа и др.). Многие фотографии сделаны лично.
2. Изготовление игрового поля (фотографий и рисунков в виде кружков и стрелок)
3. Подборка картинок, на которых изображены мусорные отходы (бытовые, производственные, опасные)
4. Подборка картинок, на которых изображены мусорные баки разных расцветок.
5. Оформление игры: ламинирование и соединение всех деталей игры, изготовление подписей для мусорных баков, расположение картинок, предварительно разрезанных, на игровом поле.
6. Покупка кубиков и фишек разного цвета.
Правила игры «Экологический патруль» :
Варианты игры:
1 вариант:
В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек.
На игровом поле расположено 16 объектов-фотографий – достопримечательностей нашего поселка Вохма. Определите очередность ходов с помощью жребия и начните игру с клетки «Старт». Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки вперед по игровой дорожке на столько клеток, сколько очков выпало на кубике. Попав на красную клетку, игрок возвращается на место, указанное стрелкой, оказавшись на желтой клетке, игрок пропускает ход. По пути игроки «собирают» мусор, расположенный на фотографиях. При этом объясняя, в какой контейнер его необходимо положить и почему. Внизу игрового поля находятся фотографии с контейнерами разного цвета (синий для стекла, красный для пластика, желтый для опасных отходов, зеленый для пищевых и фиолетовый для металла). Побеждает тот игрок, кто первым доберется до финиша, тем самым собрав больше мусора.
2 вариант:
Игра может усложняться. Игрок может рассказать об объекте, расположенном на фотографии, а также о том, что можно сделать после утилизации данного вида мусора.
Настольная игра «Экологический патруль» апробирована на воспитанниках подготовительной к школе группе. Вместе с педагогом Любовью Николаевной Мельниковой (группа № 12 «Почемучки»).
Дети овладели навыками игры, умением отвечать полным ответом, предложениями, делать свои умозаключениями о видах мусора и способах его правильной утилизации.
У детей сформированы знания о культуре поведения на улице, значимости чистоты улиц и роли человека в этом процессе, любовь и уважение к родной природе, поселку, понятия «бытовые отходы», «опасные отходы», «вторсырье».