Лия Боева
Экологические игры с использованием технологии ТРИЗ в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологические игры с использованием технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Используя в своей работе экологическую направленность в процессе воспитания детей считаю важным проводить работу по развитию речи. Задержка речевого развития является серьезной проблемой для сегодняшних дошкольников. Этому способствует доступность гаджетов, используемых для игр и коммуникаций. Воспитанники детских садов большую часть времени проводят вне семьи, и культуре речи учатся также при общении со сверстниками и воспитателями. Поэтому особенное внимание уделяю своей речи, как педагога и считаю, что она должна быть внятной, четкой и грамотной. Основы, на которых строится речь – это мышление, память, внимание. Развитие речи необходимо начинать развивать в дошкольном возрасте. Одно из средств развития речи в экологическом воспитании - это использование экологической игры в детском саду. Игры способствуют развитию словаря в активной форме, нормализации грамматического строя. Нравственные чувства ребенка активно развиваются при соприкосновении с темами о защите природы. Очень важно развивать у детей уважительное отношение к родному краю.
Публикация «Экологические игры с использованием технологии ТРИЗ в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ТРИЗ – является одной из моделей перспективного образования. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, стремление к новизне, речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющимся мире. Вот некоторые виды речевых игр с использованием технологии ТРИЗ, которые я использую в своей работе :
• Игра с методом противоречий (проблемные ситуации) «Хорошо-плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений: «Дождь - это хорошо…дождь – это плохо…»
• Игра «Наоборот» как сопоставление и умение строить сложные предложения на примере животных: «Олень большой, а заяц маленький», «Сокол – птица, а собака – животное».
• Метод мозгового штурма. Детям предлагаю высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Этот метод используется для решения различных экологических проблем. Например : «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, чтобы на участке у нас было красиво?»
• Метод синектики (усовершенствованный мозговой штурм). Здесь необходимо научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. Игра «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: «На что похож еж?» (на щетку, игольницу, клубок). Игра «На что похоже солнце?» (похоже на печку, лампочку, игрушку и др.)
• Игра с приемами фантастической аналогии. Например: «Что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?» (нарисованная, слепленная, сконструированная).
• Игра с методом эмпатии. Например: «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?»
• Игра с методом «Системный анализ». Этот метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой элементов. Например, для знакомства с детенышами животных можно использовать системный анализ по горизонтали: Зайчонок-заяц-зайчище; по вертикали – знакомить с частями тела животных и средой их обитания.
Для повышения эффективности экологического воспитания, я использую в своей работе с детьми вышеперечисленные игры. Игры способствуют активному развитию словаря, нормализуется грамматический строй речи. Ведь окружающая среда – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка.