Светлана Сиушкова
Экологические акции как форма работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды. Они позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил; видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Публикация «Экологические акции как форма работы с детьми» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При организации экологических акций я постаралась придерживаться следующих принципов:
- Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.
- Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.
- Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и различный мусор на берегу реки или возле автобусной остановки.
- Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.
- Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.
- Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.
Акция «Покормите птиц». 15 января отмечается Всероссийский экологический праздник «День зимующих птиц России». «Трудно птицам зимовать — будем птицам помогать» — под таким девизом в группе «Непоседы» в этот день проведена акция «Покормите птиц». Воспитанники совместно с воспитателями поговорили об этом празднике, вспомнили, какие птицы зимуют в нашем селе, и как мы можем помочь птицам зимой, когда на улице очень холодно. Посмотрели презентацию по теме «Зимующие птицы». Много интересного ребята узнали о повадках и привычках зимующих птиц. Чтобы дети запомнили этих птичек, им было предложено поучаствовать в отгадывании необычных загадок. Рисование, аппликация, лепка, игры были посвящены зимующим птицам. Во время прогулки в кормушки насыпали зерна и семечек. Мы думаем, что птицы будут рады угощению! Данная акция является отличным практическим уроком милосердия. Помогая другим, мы сами становимся добрее.
Всероссийская акция «День леса» 21 марта во всем мире отмечается Международный день лесов или Всемирный день защиты лесов. Он активно отмечается и в нашей стране. Ведь лес – национальное богатство России, на долю которой приходится практически пятая часть площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Воспитанники группы «Непоседы» присоединились к Всероссийской акции «День леса» и провели квест – игру, цель которой - формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в лесу. Она прошла в форме путешествия с остановками: «Деревья – наши друзья», «Животные нашего леса», «Подумай и собери правильно», четвертая - «В гостях у зайчика». Детям предлагались различные задание связанные с лесным миром природы это: растения, животные, птицы, насекомые, правила поведения в лесу.
Участие во Всероссийской акции «День Земли». В группе провели познавательное занятие «День Земли». Дети познакомились с историей праздника, расширили свои представления о том, что Земля – наш общий дом, что наша планета нуждается в защите, что всем нам хочется, чтобы на ней цвели сады, в небе светило солнце, звучал детский смех. Ребята играли, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации, читали стихотворения и спели «Каравай» для именинницы Земли.
- «Берегите воду!» Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.
Чтобы заинтересовать детей к участию в этой акции проводились беседы, занятия в форме экспериментов и опытов с водой. Дети выполнили агитационный материал в форме рисунков по теме «Берегите воду», который разместили в своих домах, где проживают.
«Спасем планету от мусора». «Раздельный сбор мусора – перспектива будущего!» (новые технологии и разработки «будущего», которые помогут сохранять природные ресурсы). За последние годы человечество потребило огромное количество ископаемых ресурсов планеты. Если мы сохраним тот же уровень потребления, то будущее поколение будет ограничено в ресурсах. Улучшение экологии начинается с малого. Помочь планете можно простыми действиями: не выбрасывать мусор, а отдавать его на переработку. Ребята знают, что отходы можно повторно использовать и делать новые вещи. А для этого мусор надо сортировать, а не выбрасывать все вместе в одном мешке. Воспитанники группы «Непоседы» призывают всех стремиться сделать чище свой дом, улицу то вокруг нас будут чистые города, поселки, деревни. А природа будет снова дарить нам свои дары и улучшится экологическая обстановка.
- «Возвращённый лес». Цель этой акции : подвести детей к пониманию значения леса в жизни человека; воспитать бережное отношение к предметам, сделанным из древесины. Были проведены занятия с детьми : «Деревянные предметы», «Бережно относимся к бумаге», «Лес в жизни человека». Закончилась акция высадкой деревьев и кустарников на участках около своих домов.
Достигнутые результаты: переоформлены клумбы, развешены кормушки (на территории ДОУ и у домов) и ведется подкормка птиц зимой; у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями. Много интересных поделок сделано из бросового материала. Родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы. С уверенностью могу сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.