Лучший педагог года

«Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» (из опыта работы)

Елена Налетова
«Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

"Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников" выступление из опыта работы на районном методическом объединении.

Слайд 1 обложка

Слайд 2

В дошкольный период развивается интеллектуальная, эмоционально-волевая

сфера, закладываются основы отношения человека к окружающему миру.

Важным фактором воздействия на детей является систематическая,

Публикация «„Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников“ (из опыта работы)» размещена в разделах

целенаправленная воспитательно образовательная работа в которой особое

место занимает процесс ознакомления с природой – экологическое образование.

Слайд 3

Большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе и большую роль в организации таких занятий играет экологическая тропа.

В нашем ДОУ разработана такая тропинка. Её хорошо продуманное

оборудование позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать

для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить

пройденный, а так же воспитать эмоциональное, бережное отношение к

окружающему миру

Слайд 4

Приступая к созданию экологической тропинки мы :

детально обследовали Территорию и выделили наиболее интересные

объекты

Составили карту-схему с нанесением маршрута и всех её объектов

Слайд 5

Выбрали вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа,

На нашей тропинке хозяйкой стала Мудрая Сова она приглашает ребят в гости и даёт им задания или просит их помочь ей. Эти задания для детей или просьбы заранее кладутся в её карман

За оказанную ей помощь сова периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы – конфеты, орехи.

Слайд6

Мы сфотографировали объекты и описали все точки по схеме оформив их в виде паспорта.

Изготовили таблички с рисунками, подписями для видовых точек и природоохранные знаки.

Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Слайд 7

Экологическая тропа преследует ряд целей и задач.

Образовательную - расширение у детей знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать детям ту или иную информацию о живой и не живой природе, но и научить их самих наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения в природе.

Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе, как летом, так и в зимний период.

Слайд8

Экологическая тропинка радует и привлекает воспитанников, развивает у них фантазию. В процессе наблюдений, образовательной, трудовой и исследовательской деятельности дети учатся видеть в зелёном ростке особое живое существо, понимать экологическую зависимость растений от неживой природы. Учатся понимать состояние растений, сочувствовать им, оберегать и сохранять их. Радоваться результатам своего труда.

Слайд 9

Экологическая тропинка расположенная на территории ДОУ позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами природы.

Она включает в себя видовые точки оформленные в виде остановок таких как:

1. «Хвойный лес»

2. «Фруктовый сад»

3. «Птичий городок»

4. «Зайкин огород»

5. «Луговая»

6. «Метеостанция»

7. «Пасека»

8. «Деревенское подворье»

9. «Зелёная аптека»

10. «Цветочная»

Слайд 10 -11

Основные критерии выбора маршрута тропы – это включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы мы выбрали различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, старый пень, гнезда птиц на деревьях, микро ландшафты разных природных сообществ (луг, хвойный лес, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых, огород, отдельные камни и т. д.

. На тропе есть небольшие возвышения, что позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками.

На примере цветов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, наглядно показывать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Особый интерес для дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями.

Слайд 12

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы : экскурсии, занятия - опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

слайд13

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Методика работы на тропе избирается педагогом самостоятельно в зависимости от дидактических целей и задач, которые стоят перед ним на каждом конкретном этапе.

-Не нужно посещать все точки на тропинке сразу. Все зависит от возраста детей и целей воспитателя.

-Одни и те же объекты можно посещать несколько раз, особенно в разные сезоны года.

-Для обсуждения выбираются вопросы к решению которых дети подготовлены на предыдущих этапах обучения.

- Если это ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется другая цель (например, при помощи луп исследовать пень, то стоит ограничиться только одним объектом.

Слайд14-16

На экологической тропе мы организовали разнообразную деятельность.

На видовой точке «Зайкин огород» дети не только наблюдают за растениями, но и делают грядки, сеют семена.

Воспитанники с удовольствием трудятся в природе, высаживают деревья, цветы, рыхлят землю вокруг них.

На видовой точке «Птичий городок» зимой дети совместно с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники.

.На видовой точке «Метеостанция» дети знакомятся с профессией метеоролог, учатся пользоваться приборами и оборудованием. Совместно с воспитателем они заполняют календарь погоды. У детей вызывает огромный интерес снятие показаний с приборов.

Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии)

-Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?» «Кому нужны деревья?» и др.

Слайд 17-19

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. Дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое образование включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу : рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Слайд 20

На тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста :

• наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;

• изучать живые объекты в их естественном природном окружении;

• получить навыки простейших экологических исследований;

• понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.

Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что даёт возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.

Слайд 21

Работа на экологической тропинке – эффективное средство экологического образования и она должна занять достойное место в практике работы каждого детского сада.

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» (из опыта работы)
Опубликовано: 3 марта 2020 в 13:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Налетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД