Догинова Наталья Александровна
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Детский возраст – благодатнейшее время для знакомства с природой. Детские впечатления всегда самые яркие и незабываемые. Ребенок в простейшем видит удивительное, красочное. Задача педагога – ввести ребенка в многогранный, многоликий мир природы с его запахами, звуками, с его красотой и всегда поражающей загадочностью; ввести, как наблюдателя, исследователя, защитника, хранителя, созидателя, но, ни в коем случае, не как равнодушного потребителя и разрушителя.
Публикация «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» размещена в разделах
Ни для кого не секрет, что проблема экологического воспитания очень актуальна в наше время компьютерных игр, фильмов – ужастиков. Совершенно очевидно снижен потенциал доброты, в том числе, и в отношении к природе. Научить ребенка быть заботливым другом окружающей среды становится важным делом педагога. В этом очень поможет экологическая сказка.
Дошкольника удивляет все вокруг: хрупкая снежинка на ладошке, прекрасная своей неповторимостью, только что проснувшаяся божья коровка, проклюнувшийся цветочек.
Экологические сказки помогают ребенку задуматься, где-то даже переосмыслить свое поведение в природе. Сказка – это совершенно уникальный жанр, который очень близок и понятен ребенку, сказка заставляет
сопереживать, ее содержание доступно и понятно малышу.
Работа с экологической сказкой проводилась поэтапно:
1) знакомство со сказками;
2) пересказ (индивидуальный, или групповой (поочередный,
придумывание новых концовок, изменение сюжета, и, наконец, собственное
сочинительство детьми сказок, а также игры-драматизации по сказкам.
Слушая экологическую сказку, ребенок не просто заинтересован событийной стороной повествования, но и ненавязчиво воспитывается, получает определенные знания о поведении людей, о непростой жизни животных, их взаимоотношениях, об их жизни в природе, иными словами, сказка – богатейший источник развития основ экологической культуры.
Чтобы создать экологическую сказку, необходим определенный опыт общения с природой. В этом нам очень помогают родители. Путешествуя с детьми всей семьей за город: наблюдения за красотой закатов, рассветов, цветущих лугов, шумящих лесов, бурлящих рек, зеркальных озер с их звуками, запахами дают неоценимые знания при знакомстве с природой.
При создании сказки о злом волшебнике Урагане, ломающем деревья в лесу, дети принимают решение ввести самих себя в повествование сказки, чтобы помочь лесу ликвидировать последствия стихийного бедствия: посадить новые деревья, кустарники, убрать мусор, помочь пострадавшим животным, а также укротить Ураган, превратив его в легкий ветерок. При этом надо напоминать детям, что человек должен вести себя осторожно и аккуратно, не нарушая жизни лесных обитателей.
В сказке про Старичка-лесовичка дети попадают в волшебный лес, где их ждет увлекательное путешествие в зеленую аптеку, наполненную лекарственными травами, ягодами, грибами. Дети обращались за помощью к Старичку-лесовичку с просьбой вылечить заболевшего зайчонка. Малыши знакомятся с лекарственными и ядовитыми растениями, их строением, запахом, изучают пользу, или вред, для человека и животных, для птиц и насекомых.
В арсенале группы хранится большое количество засушенных растений, а также иллюстраций трав, ягод, грибов.
В работе с экологической сказкой очень важен деятельностный аспект. В придуманной сказке «Увядающий лук» дети выясняют причину увядания лука (нерадивый медвежонок перестал за ним ухаживать, а хозяйственный бельчонок-огородник помог ему спасти лучок: подкормил, прорыхлил, полил, поставил ближе к солнечному свету). эта сказка явилась стимулом для детей самостоятельно следить за состоянием цветов в группе, на участке, дома. Мы придумывали сказки: «Голодный воробей», «Сломанная ветка», а, в результате, пробуждали интерес к созданию различных кормушек, пропадало желание у многих ломать ветки деревьев и кустарников.
Экологические сказки способствуют не только творческому, интеллектуальному развитию детей, но и помогают пробудить интерес к дальнейшему изучению природы, неравнодушному, бережному отношению к ней.