Ольга Рябинина
Эйдетика в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «», которое переводится как «образ, вид, облик». Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение. Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения.
Публикация «Эйдетика в дошкольном образовании» размещена в разделах
Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала. Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.
В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление. Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.
Если эйдетизм — это способность мыслить образами, то эйдетика — это комплекс упражнений, который помогает развитию образного мышления у детей и взрослых. Эта методика помогает создать яркий зрительный образ в воображении ребенка. Так становится на порядок легче запоминать слова, названия, картинки. Также, благодаря таким занятиям развитие малыша становится более гармоничным. Улучшается память и способность к концентрации, повышается работоспособность.
Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников, это принесёт отличные результаты. Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Что дает эйдетика для детей : стимулирует образное мышление; улучшает память и навыки запоминания большого количества информации; развивает речь; тренирует воображение; обогащает запас слов и ассоциаций; помогает раскрытию творческих способностей; укрепляет ассоциативную память. С помощью специальных тренировок ребенок с первых же лет учится систематизировать информацию, объединять ее тематически, описывать собственными словами и сочинять образы, фантазируя и развиваясь. Самое ценное, что все это происходит непосредственно во время игры. Все это с удовольствием, без дополнительного напряжения и стресса. Давайте познакомимся с некоторыми основными методами. Их можно использовать не только педагогам и воспитателям, но и родителям во время ежедневных игр и общения.
Метод зрительной прорисовки. Пригодится при изучении цифр и букв. Суть в том, что контур знака или буквы дополняется деталями, и он превращается в какой-то более известный и понятный ребенку предмет. К примеру, цифру 8 можно перевернуть и она становится похожа на очки. Цифру семь можно представить в виде кочерги. Чем нестандартнее образ, тем легче и прочнее он фиксируется в памяти. ”Рисуя” таким образом ребенок запоминает написание цифр или букв.
Метод запоминания точной информации. Этот метод состоит из трех различных техник: мнемоники, акровербальной техники и цепного метода. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Звучит необычно, а на деле выглядит так: вместо цифр запоминаете слова, вместо слов можно запоминать места и т. д. Акровербальная техника — в основе этой техники трансформирование материала, который нужно запомнить в интересные тексты, стихи, песни. Цепной метод — базируется на цепных ассоциативных связях. Запоминая новую информацию придумываются различные ассоциации, которые ”цепляются” одна за другой. При необходимости вспомнить что-то, достаточно припомнить начало, а затем шаг за шагом распутывая клубок связанных ассоциаций вспомнить все остальное. Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.
Словарный запас. Запоминание новых слов — это постоянная игра с образами и их комбинация между собой. Порой чтобы запомнить одно новое слово нужно использовать несколько уже знакомых. Например, нужно запомнить слово ”Пароход”. В этом случае можно по комбинировать образы слов ”пар” и ”ход”. Вот и получается пар, который ходит — ”пароход”. Весьма необычная ассоциация, но именно так это и работает. Для расширения словарного запаса можно использовать метод нового образа на основе имеющихся слов. Суть в том, что мы берем группу новых слов и комбинируем с уже известными словами, например придумываем небольшой шутливый рассказ. Такой рассказ может быть весьма абсурдным по смыслу, но не в этом главное. Важно, чтобы новые слова стали частью этого рассказа. Таким образом они смогут укрепиться в памяти. Чтобы разнообразить процесс можно перейти от зрительных ассоциаций к динамическим. Это значит, что если нужно запомнить название предметов, то лучше ребенку дать поиграть с ними.
Сочиняем. Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы. Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее. Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!
Ищем, что пропало. Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их- то и нужно вспомнить.
Запоминаем стихи. Традиционный и проверенный метод заучивания стихов — это зубрежка. Ребенок раз за разом повторяет тексты, пытаясь, зафиксировать содержимое в памяти. Это стоит значительных усилий и нервов. Как можно сделать этот процесс более легким и эффективным? Ответ — визуализация произведения. Сделать это можно с помощью карандашей и бумаги, красок и кисточек, пластилина и круп для аппликаций. Достаточно выбрать подходящий материал и последовательно воспроизвести содержание произведения. Т. е. можно нарисовать, слепить, вырезать происходящее, чтобы хорошо запомнить суть. Это будет интереснее обычной зубрежки, а также будет способствовать развитию некоторых других смежных навыков.
Озвучиваем картинку. В отличие от звуковой информации, которую нужно визуализировать, происходящее на картинке нужно озвучивать. Это не значит, что необходимо раскрывать замысел художника. Речь о том, чтобы ребенок обратил внимание на элементы изображения и сам решил как именно описать каждый из них и картинку в целом. Лучше всего предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.
Слушаем. Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.
Нюхаем. По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».
Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!