Галина Мордвинова
Эффективные приемы развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Эффективные приемы развития речи у дошкольников».
Речь играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает вначале, как средство общения, а в дальнейшем становится средством выражения мысли. Хорошо развития речь является важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе. Владея своей речью, ребенок может дать развернутые ответы, аргументировано и логично изложить свои мысли. Поэтому основной целью педагогов детского сада является формирование речевых и коммуникативных навыков у дошкольников. Это отражено в таких образовательных областях, как «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Эффективные приемы развития речи у дошкольников» размещена в разделах
Работа по данным направлениям строится с учетом использования большого количества речевых игр, влияющих на развитие коммуникативных навыков. В настоящее время педагоги сталкиваются с тем, что иногда современных детей трудно заинтересовать. Поэтому есть эффективные приемы подачи материала, которые позволяют сделать игру более динамичной, эмоциональной, вызывая заинтересованность детей. Нужно помнить, что при выборе игры необходимо учитывать возрастные особенности, интеллектуальное развитие ребенка и зону ближайшего развития.
Лексико-грамматический строй делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если нормально развивающихся ребенок учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности в овладении грамматическими категориями. Чтобы восполнить пробелы в формировании грамматического строя речи, развить потребность получения новых знаний об окружающем мире, любознательность, внимание к смысловой, содержательной организации речевого высказывания можно использовать в работе следующие варианты игр:
1. «Волшебный кубик» - это символы к словесным играм («Один – много», «Большой – маленький, «Какой?», «Какая?», которые помогают сконцентрировать внимание детей, заинтересовать их и дать возможность самостоятельно выбрать игру по желанию.
2. «Загадочные животные» - образование притяжательных прилагательных. Взрослый объясняет детям, что художник все перепутал. Дети должны проговорить, каких животных видят, назвать их части тела.
3. «Смешные гномики» - игра с киндер-сюрпризами, в которых лежат схемы предлогов. Дети выбирают любой и составляют предложение с использованием предлога либо по заданной теме, либо по желанию. С помощью этой игры дети учатся понимать значения предлогов и зрительно запоминают их обозначения.
Связная речь. Необходимо научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания. При развитии связной речи эффективно использование мнемотаблиц, как наглядного дидактического материала.
Мелкая моторика. Обычно ребенок с хорошо развитой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики используются различные методы и приемы :
- пальчиковая гимнастика (вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности);
- лепка из пластилина и соленого теста (развивает моторику, координацию движений и их точность);
- нетрадиционные техники рисования (кистью, пальцем, тычками);
- раскрашивание и штриховка (обеспечивают постепенное развитие и укрепление мускулатуры кисти руки);
- графические диктанты (развитие графических навыков).
К этим играм можно добавить еще сказкотерапию и логосказки.
Сказкотерапия. Она развивает умение фантазировать, ставить цели, обозначать словом предстоящие действия, способствует развитию психических процессов. В работе возможно применение нескольких кубиков со сменными картинками:
1 кубик – положительные герои;
2 кубик – отрицательные герои;
3 кубик – место действия сказки;
4 кубик – волшебные предметы.
Ребенок может придумать сюжет, опираясь на выпавшую грань кубика картинку, придумать сказку, самостоятельно или совместно с воспитателем проиллюстрировать ее, создать книжку – малышку, обсудить ее со сверстниками, что положительно влияет на развитие речи.
Логосказки. Способствует развитию всех сторон речи. Выделяется несколько видов логосказок:
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики);
- фонематические (уточнение артикуляции заданного звука);
- сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки логосказки можно использовать различные виды театров
(рукавичный, пальчиковый, кукольный и др.).
Таким образом, использование в работе эффективных приемов позволяет расширить речевую активность у детей, создать эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно в процессе игры и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Список литературы:
1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. – СПб. : КАРО, 2002. – 128с.
2. Скворцова И. В. Логопедические игры для детей 5-7лет. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 208с.
3. Созонова Н. Н., Куцина Е. И., Хрушкова Н. Г. Фонетические рассказы и сказки: (для детей 5-7 лет). – Екатеринбург: КнигоМир, 2010.- 32с.