Татьяна Лихобабина
Эффективность КВР во взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя – дефектолога для воспитателей ДОУ.
Тема: Эффективность коррекционно-воспитательной работы
во взаимодействии учителя – дефектолога с воспитателями
в группе компенсирующей направленности.
Публикация «Эффективность КВР во взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
Одним из условий успешной реализации адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности является взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями групп.
Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе учителя-дефектолога и других специалистов ДОУ, прежде всего, учителя - дефектолога и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
1. повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;
2. исключение дублирования воспитателем занятий дефектолога;
3. оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка в отдельности.
В группах компенсирующего вида существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность учителя - дефектолога и воспитателя :
– совмещение программы “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития” С. Г. Шевченко с основной общеобразовательной программой МДОУ;
– отсутствие требований к организации совместной деятельности учителя - дефектолога и воспитателей групп компенсирующей направленности в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– невозможность взаимопосещения занятий дефектолога и воспитателем в разновозрастных группах компенсирующей направленности, с целью обмена опытом.
Ведущая роль в коррекционо - развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу и воспитателю : стилю их общения с детьми. Важно, чтобы требования к детям были едины как со стороны воспитателей, так и со стороны учителя – дефектолога. Создание оптимальных условий для развития детей с ЗПР зависит в значительной степени от компетентности специалистов в области общей и специальной педагогики и психологии, междисциплинарного взаимодействия.
Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач:
– учитель-дефектолог формирует знания, умения и навыки у детей с ЗПР;
– воспитатель закрепляет сформированные учителем-дефектологом навыки.
Взаимодействие учителя - дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности осуществляется в следующих формах работы:
- совместное составление перспективного планирования работы педагогов на год;
- совместное оформление родительского уголка в группе;
- обсуждение, подборка материала для выступления на родительском собрании;
- выбор форм, методов и приемов коррекционо - развивающей работы;
- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
- совместное осуществление ОД и организация режимных моментов;
- совместное оформление документации: индивидуальные карты для детей с ОВЗ…
- отработка воспитателями ежедневных заданий учителя-дефектолога в форме индивидуальных занятий с детьми во второй половине дня;
- проведение воспитателями в первой половине дня коррекционных кругов, заранее подготовленных учителем – дефектологом с учетом лексической темы недели, перспективного планирования и возможностей детей с ЗПР;
- обсуждение результатов диагностики (мониторинга, совместное написание характеристик и представлений на каждого ребенка в группе компенсирующей направленности, подготовка пакета документов на ПМПК.
Представленная система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя в ДОУ по организации и планированию работы направлена, прежде всего, на повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с задержкой психического развития.
С целью всестороннего гармонического развития детей с ЗПР, а также с целью согласованности системы педагогических воздействий на детей с ОВЗ мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей групп компенсирующей направленности.
Методические рекомендации для воспитателей
групп компенсирующей направленности.
1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории. И поэтому, при проведении любого вида деятельности воспитатель должен помнить, что первостепенно необходимо решать коррекционные задачи.
2. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в интеллектуальном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
4. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с ЗПР: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
5. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).
6. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине. Важно ежедневно в начале дня проводить коррекционные круги, которые позволяют обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме, проработать пальчиковые игры и физ. минутки, используемые на занятиях на текущей недели.
7. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – дефектологом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
8. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – дефектолога.
9. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и с учетом адаптированной программы ДОУ.
10. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен учитывать ведущую деятельность дошкольного возраста и поэтому необходимо в обучении детей с ЗПР использовать дидактические игры и упражнения.
12. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском и педагогическом коллективе, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.