Ирина Дудорова
Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
"Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ" (из опыта работы)
Статистические данные по России за последние пять лет свидетельствуют об увеличении числа детей-инвалидов на 10 % (в январе 2017 года их численность составила 636 тысяч человек, а в августе 2019 года – уже порядка 670 тысяч). Поэтому повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, становится весьма актуальным. Многие психофизические нарушения детей с ОВЗ имеют органическую природу и использование в работе специалистов только традиционных приёмов и методов коррекции, не приносит устойчивого положительного результата.
Публикация «Эффективное использование вертикальных поверхностей и балансировочных дисков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- Диски. Поделки из CD дисков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Видение и понимание дефектологом, логопедом причин и механизмов психофизических нарушений у детей, подводит к использованию ими разнообразных приёмов коррекции, что способствует оздоровлению дошкольников с ОВЗ, снижению их утомляемости, повышению работоспособности и даёт возможность качественно обновить коррекционно-развивающую работу в группах ДОУ компенсирующей направленности, повысить её эффективность.
Последние 3 года сочетаю работу на вертикальных поверхностях с балансировочными поверхностями.
Работа на вертикальных поверхностях выполняется дошкольниками не только стоя на ногах (на одной или двух, или на одном колене, но и на неустойчивых поверхностях (грелках с водой, балансировочных массажных подушках, дисках и полусферах).
В процессе выполнения упражнений с балансирами мозг постоянно вынужден интегрировать двигательные, сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и поддержание баланса.
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!
Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Программа мозжечкового стимулирования у дошкольников с ОВЗ повышает уровень:
• развития общей моторики, осознания схемы тела;
• развития зрительно-моторной координации (глаза – руки – ноги);
• совершенствования переработки и ускорения синтеза афферентаций;
• стабилизации эмоционально-волевой сферы;
• гармонизации ритмов тела (дыхание, циркадные или суточные ритмы);
• улучшения функций произвольного внимания и контроля;
• повышения тонуса коры головного мозга;
• улучшения межполушарного взаимодействия.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как на специальных корректирующих занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами, так и в школе.
Упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность.
Намного шире этот метод используется для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем, таких как:
• ЗРР и дизартрия, ТНР;
• ЗПР и ЗПРР;
• логоневроз (заикание);
• снижение общего тонуса, быстрая утомляемость;
• нарушение координации движений и задержка моторного развития;
• нарушение осанки и ДЦП;
• РАС;
• трудности развития произвольности;
• трудности освоения учебных навыков.
Для работы над стимуляцией мозжечка специалистами и воспитателями могут применяться различные балансирующие устройства : от обычных медицинских грелок (на 3/4 или 2/3, или 1/2 объёма наполненных водой) до специально разработанной балансирующей доски Бильгоу. Но наиболее доступными являются балансировочные диски.
Балансировочный диск — это синтез разработок врачей, спортсменов и даже психологов. Он представляет собой круглую подушку из поливинилхлорида различных цветов с возможностью подкачки воздуха через клапан.
В основу действия диска положен принцип нестабильной поверхности. Стоящий и даже сидящий на нем человек незаметно для себя находится в постоянном движении. Его тело совершает микродвижения — балансирует, пытаясь восстановить равновесие.
При этом:
• осуществляется естественная работа межпозвоночных дисков;
• задействуются почти все мышцы спины (особенно поясницы, а также тазобедренного сустава и живота;
• уходит напряжение в области плечевого пояса, рук, происходит раскрепощение мышц шеи и даже лица;
• улучшается кровоток во всем теле;
• снимается не только физическое, но и психоэмоциональное напряжение, стресс.
Сами упражнения не кажутся какими-то необычными и сложными. Это отбивание, подбрасывание мяча разными способами; совместная координированная деятельность в парах, стоя на двух балансировочных подушках или полусферах (напр. : перебрасывание мешочка с песком или мягкой игрушки друг другу); выполнение кинезиологических упражнений или упражнений из комплекса утренней гимнастики (с предметами и без); работа по дифференциации и автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; выработка направленной воздушной струи; упражнения с предметами на развитие мелкой моторики рук; сочетание работы на балансире с выполнением сложной когнитивной деятельности (счёт, речевые задания – называние предметов (дней недели, месяцев года, цифр, звуков, слогов и т. д.) в определенной последовательности; рисование двумя руками одновременно, удерживая при этом равновесие на балансире и т. д. Но эффект от подобных занятий огромен!
Дети с удовольствием занимаются на балансировочной подушке. Такие «уроки» не вызывают у них страха, негатива или боязни не выполнить задание. Занятия проводятся под строгим контролем специалиста, как в целях безопасности, так и для полноценной результативности.
Итак, мозжечковая стимуляция повышает интеллектуальные и психические способности у детей с ОВЗ, становясь хорошим помощником дефектологам, логопедам, психологам, воспитателям в их работе.
Результаты от коррекционных занятий с использованием вертикальных поверхностей, балансировочных массажных подушек и полусфер, когда они проводятся по 15 минут ежедневно и в системе, видны уже через несколько недель (стойкая динамика появляется через 13 – 24 недель занятий). У дошкольников отмечается :
• повышение работоспособности;
• улучшение моторно-зрительной координации;
• повышение ловкости;
• улучшение концентрации и устойчивости внимания;
• развитие пространственных представлений и воображения;
• «прорыв» в развитии речи, праксиса;
• повышение эмоционального тонуса, улучшение контакта (педагога с ребёнком);
• гармонизация поведения;
• повышение уровня интеллекта.
Всё это позволяет ускорить решение коррекционных и образовательных задач дефектологам, логопедам, психологам и воспитателям в процессе работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Однако следует помнить о том, что занятия с балансиром не являются панацеей.