Татьяна Тимошкина
Опыт работы «Эбру, или волшебство на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети очень любят рисовать, но в их работах отсутствует творческий подход. Таким образом, возникла необходимость организовать работу по изобразительно – продуктивной деятельности так, чтобы дать толчок к развитию детского воображения, творчества, выражения индивидуальности.
Публикация «Опыт работы „Эбру, или волшебство на воде“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опыт работы, практика
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Проанализировав эффективность различных техник рисования, я решила в своей работе с детьми использовать технику рисования Эбру.
Эбру – это рисование на воде жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань.
Рисование жидкостями возможно, только если они будут обладать разными плотностями. Так, для создания рисунков эбру необходимо замешать специальный густой раствор, на котором впоследствии будут разводиться краски.
История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.
Целью работы с нетрадиционной техникой рисования эбру является : повышение интереса детей к изобразительной деятельности через знакомства с нетрадиционной техникой рисования по воде - «эбру».
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
Образовательная – познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами; ввести понятие «Эбру», познакомить с историей появления такого способа рисования; учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета; закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, веерной кисточкой, шилом, гребенкой.
Развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому.
Эбру можно освоить самостоятельно. Такое рисование будет отличным занятием для детей. Процесс создания картин методом Эбру настолько интересен, что увлечет даже взрослого.
Итак, чтобы рисовать на воде, будут необходимы: емкость;
вода с загустителем; краски;
кисти; гребни, шило или спицы; бумага.
Теперь давайте поговорим о каждом отдельно и поподробнее.
Чтобы вода приобрела необходимую вязкость, и краски не тонули и не растворялись в воду необходимо добавить загуститель. Для этого используют экстракт растения гевен, иногда используются загустители на основе морских красных водорослей или же синтетические вещества.
Краски, как и загуститель, натуральные. В их состав входит животная желчь, вода и красящие вещества.
В качестве емкости может служить любая глубокая посудина. Лучше всего подойдет прямоугольный контейнер.
Кисти могут иметь различную толщину, в зависимости от того, какой узор вы хотите создать.
По технике рисования кистями воды касаться не нужно. Они нужны для разбрызгивания и создания абстрактного фона. Капли, касаясь воды, растекаются по поверхности, создавая уникальный и неповторимый узор.
При помощи гребня можно создавать необычные «чешуйчатые» узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона, в котором вы будете работать. С его помощью вы сможете легко и быстро заполнить пространство красивым фоновым рисунком.
При помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, художники создают совершенно фантастические и неповторимые образы. Шилом можно даже писать портреты и пейзажи.
Шило и гребень при работе с детьми используется исключительно под наблюдением взрослых!
Для того, чтобы перенести рисунок с жидкости и отпечатать его нужна бумга. Существует специальная грунтованная бумага для Эбру. Но можно брать любую другую, которая окажется под рукой.
Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом. Набираем краски в кисточку и произвольно разбрызгиваем по всей поверхности.
Когда фон готов, создаем изображение. Добавляем на густую поверхность несколько капель краски и придаем им желаемую форму при помощи шила. В процессе движений будут формироваться замысловатые узоры, которым вы сможете придавать необходимые контуры и формы.
Когда рисунок готов, возьмите плотный лист бумаги и положите его на поверхность воды. Следите, чтобы вторая сторона листа не намокла. Краски полностью перешли на бумагу, оставив в вашем распоряжении чистую поверхность густой основы для создания новых шедевров!
Работу в технике Эбру я начала с детьми 2 младшей группы.
Первые занятия дети знакомились с новым видом рисования – эбру, с таким способом изображения, как разбрызгивание. Веерной кистью набирали краску и, слегка постукивая по пальцам левой руки, разбрызгивали ее по поверхности раствора.
Затем продолжили работу уже с использованием гребня и шила, для получения различного узора. Например мы рисовали узор на «коврике для котенка», или «морозные узоры на окнах».
Когда дети уже освоили основные приемы, мы с ними стали использовать технику рисования Эбру для украшения предметов различными узорами. Например, «Платье для куклы», «Снежинка».
Продолжив работу в средней группе дети осваивали изображение предметов.
Начиналось все с элементарного, сначала учились рисовать круги. Например, «большие и маленькие мячики», затем учились делать из круга рисунок, вытягивая его края, или наоборот сжимая к середине.
Так же дети научились использовать в своей работе приемы разбрызгивание и закручивание, самостоятельно располагать изображение на водной глади и переносить его на бумагу.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение этой техники в детском саду.
В старшем дошкольном возрасте будем учиться с детьми рисовать сюжет, используя нетрадиционную технику рисования по водной глади.
Так же планирую познакомить детей с техникой рисования на ткани и росписи платков.