Лучший педагог года

Взаимоотношения родителей и детей в семье. Как справиться с родительской усталостью

Анастасия Политова
Взаимоотношения родителей и детей в семье. Как справиться с родительской усталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Проходя жизненные циклы семьи, родители потихоньку привыкли и смирились с внешними обстоятельствами. У кого – то возникла усталость, много энергии было потрачено на сохранение спокойствия и поддержания себя и своей семьи на разных жизненных этапах. А кому – то семейные кризисы раскрыли новые возможности для контакта и взаимодействия друг с другом. И, действительно, нужна энергия для адаптации к новым условиям жизни.

Публикация «Взаимоотношения родителей и детей в семье, Как справиться с родительской усталостью» размещена в разделах

Где взять энергию? На что обратить внимание? Бывает так, что родители часто впадают в апатию, появляется ощущение опустошённости. От чего это происходит? Откуда возникает усталость у родителей? Папы и мамы, а иногда и опекуны начинают задаваться вопросами, почему так получается. Со стороны это может выглядеть так, как будто что-то идёт не так. Возможно, это и есть усталость. Безумная усталость при желании быть хорошим родителем отдаляет взрослого от ребёнка. Это усиливается в кризисные периоды, когда ребёнку хочется ещё больше внимания со стороны родителей. Нельзя в этот момент отворачиваться от ребёнка, тогда он может лишиться важной поддержки и не справиться с кризисом. В этом случае родителям приходится ещё больше затрачивать сил на поддержание контакта с ребёнком.

Итак, родительская усталость проявляется так же, как и профессиональный недуг для тех, кто интенсивно помогает своим детям, дарит тепло и заботу. Как поступить с этой ситуацией? Привычным образом? Отдать свой последний ресурс ребёнку, а потом злиться на него и чувствовать себя виноватым. У родителей возникают мысли : «Может, я на себя очень много взваливаю груза, а потом от этого устаю».

Взрослые, активно включаясь в заботу о ребёнке, перегружают себя ответственностью, особенно мамы, вместо того, чтобы её делегировать и готовить почву для распределения ответственности между всеми членам семьи, давая возможность детям быть активными участниками процесса и принимать решения, эмоционально истощаются. Когда в семье равномерно распределена забота о детях, сохраняется благоприятный климат и это не истощает ресурсы всех членов семьи.

Чаще всего усталость запускает неконкретную тревогу. Эта тревога может быть глубокая, связанная с жизненными вопросами. Могут возникнуть мысли: «Сейчас всё в порядке, но в любой момент может всё поменяться, поэтому я не знаю, что может нас ожидать впереди»; «Я не имею представления к чему готовить ребёнка в будущем, которое не могу себе вообразить».

Хочу обратить ваше внимание на то, что, если вы устали, необходимо отдохнуть, не ждать того, чего вы не хотите. Можно сменить обстановку. Отдых важен в переоценке ценностей и реализации потребностей. Необходимо создать возможности для того, чтобы сказать себе и другим: «Всё стоп»; «Стоп на то время, на которое я планирую взять стоп». Как не забывать о необходимости удовлетворять собственные потребности? Где черпать силы? Главным составляющим этого процесса является осознание собственной усталости и готовность помогать себе в данной ситуации.

Давайте рассмотрим, что же такое усталость в детско – родительских отношениях. Это ответная реакция на беспрерывное взаимодействие между родителями и детьми. Что происходит при усталости? Эмоциональное истощение, ведущее к опустошенности и бессилию. Снижается чувствительность по отношению к другим людям, может проявиться равнодушие, черствость, грубость. В таких обстоятельствах взрослые занижают собственные достижения родительского опыта, что порождает потерю смысла и возникает нежелание вкладывать личные усилия в отношения с ребёнком.

Как проявляются психологические признаки усталости? Присутствует постоянное чувство озабоченности. Длительное время усталость не проходит. Возникает внутренняя пустота. Нарастает раздражение, которое может перерасти в гнев и иметь негативные последствия для окружающих. Формируется определённая модель отношения к детям, как к непосильной ноше. Может возникнуть неуверенность в себе, в своей родительской компетентности. Появляется неудовлетворённость личной жизнью. Снижается активность.

Бывают ситуации, когда со стороны ощущается повышенное чувство ответственности родителя за воспитание детей. Время от времени проявляется беспокойство за детей. Но со стороны родителей чаще используются оправдания вместо решений. Происходит отдаление от детей. Родителям становится скучно рядом с детьми, возникают взаимные обиды, подозрительность. Приходит чувство разочарования. Возникают затруднения в возможности решить проблему на текущий момент, что приводит к чувству безысходности. Не остаётся свободного времени на личное общение вне семьи. Но при этом может возникнуть постоянный самоанализ и самоконтроль. Неизбежны частые конфликты в семье.

На фоне такого состояния трудно становится делегировать родительские обязанности другим членам семьи, что ведёт к закрепощенности, однообразию деятельности, особенно у тех, кто всегда находится дома. Накапливаются неоправданные ожидания. Формируется потребительское отношение детей к вещам такое, как неумение их беречь и ценить. Взрослыми не рассматривается возможность получать профессиональную помощь и сопровождение детскими специалистами в специализированных учреждениях.

Предвзятое отношение общества лишают возможности самого родителя обратить внимание на своё поведение в отношении ребёнка. Бывают ситуации жёсткого обращения, запугивания родителем ребёнка. Усиление конфликта может возникнуть в ситуации изоляции семьи, оторванной от общения с другими семьями и обществом.

Существуют стадии процесса усталости у родителей :

1. На предупреждающей фазе происходит полное погружение в воспитание

детей, отказ от своих потребностей, появляется усталость, рассеянность.

2. При снижении уровня собственного участия возникает дефицит теплых

чувств к детям. Это приводит к потере интереса взаимодействия с детьми.

3. Проявление эмоциональных реакций и разрушительного поведения

чередуется переживаниями чувства вины, страха, подавленностью,

подозрительностью, конфликтностью, уходом от общения.

4. Появление психосоматических реакций влечёт резкий спад

трудоспособности, что может привести к обострению хронических

заболеваний, снижению иммунитета, бессоннице, головной боли.

5. В семье может сформироваться отрицательная модель взаимоотношений

между родителями и детьми, а также всеми членами семьи.

Таким образом, очень важно, чтобы родительские силы не истощались, необходимо обсуждать свои ожидания в отношении других членов семьи и заручаться от них поддержкой. Действительно, дети могут не поддаваться влиянию родителей, протестовать, нарушать правила. Не стоит ожидать, что дети будут вести себя одинаково, по указке. Тем более в ситуации усталости ребёнок может вести себя совершенно непредсказуемым образом. Очень важно соотносить свои физические усилия и возможности душевных сил.

Какие взаимоотношения укрепляют семейную систему и помогают ребёнку адаптироваться к новым условиям? Такие, где поддерживаются семейные ценности, традиции, обсуждаются семейные решения и ребёнок принимает активное участие в жизни семьи. А частые конфликты и недоговоренности родителей приводят к эмоциональному выгоранию у родителей и создают напряжение у ребёнка.

Существуют разные способы того, как справиться с родительской усталостью. Можно предупредить усталость или отпустить усталость, развить позитивное мышление. Для того, чтобы избежать эмоциональной усталости, необходимо научиться нескольким, на первый взгляд, простым вещам. Например, изменять собственное отношение к ситуации. Ведь чем менее трагично человек воспринимает напряжённые ситуации, тем менее разрушительно будет воздействие факторов ситуации на человека. В этом случае относится к себе не как к жертве обстоятельств, а как к возможности изменить обстоятельства ситуации. Стараться сохранять активную жизненную позицию. Формировать у себя положительное отношение к миру. Научиться принимать ситуации такими, какие они есть.

Принимая во внимание тот факт, что возникшая тревога срабатывает как защитный механизм, оповещая нас о возможности прислушаться и позаботиться о себе, мы можем отметить, что чувства находят свой выход. Невозможно остановить тревогу, проигнорировав её, тревога будет нарастать и непонимание тоже будет возрастать. Если человек тревожится, то он не может перестать тревожиться по команде снаружи или даже изнутри. Любые эмоции могут найти свой выход в словах или поступках. Часто можно услышать со стороны родителей далеко не поддерживающие, а программирующие установки в сторону детей, как, например: «Нельзя бросать, что начал, иначе, потом будет поздно»; «Если будешь постоянно играть в компьютерные игры, то…».

Под воздействием негативных установок родительская тревога ещё сильнее нарастает. Параллельно растет и тревожность самих детей, провоцируя определённые поступки с их стороны. Что делать в такой ситуации? Начать с того, чтобы осознать, что происходит в семье. Прочувствовав тревогу, понять, о чём она говорит, какую информацию несёт. Или, наоборот, подтвердить, что мои опасения связаны именно с конкретной ситуацией. Потом принять, что мы действительно не можем точно знать, а можем только догадываться о будущем своего ребёнка. Понять, что мне в данный момент понадобится для решения данной ситуации.

Что позволит принять ситуацию? В том числе, возможно, и смена родительских установок. Помогая себе проживать свою собственную жизнь сегодня, полноценно и с удовольствием, отталкиваясь от себя, своих желаний и стремлений, учитывая потребности других членов семьи, родитель помогает и ребёнку справиться с проблемным поведением.

Если вы хотите разговаривать с детьми на отвлечённые темы, не только об уроках, так и сделайте, разговаривайте о любимых занятиях. Дети хорошо включаются в ту деятельность, которая интересна родителям. Главное, чтобы вам было интересно заниматься с детьми, тогда и детям будет интересно с вами проводить время. Не обязательно играть в те игры, которые предлагает ребёнок. Предложите свою. Вы увидите, что ребёнок может включиться в контакт с вами и поддержать это взаимодействие.

А если ребёнку нужна ваша помощь, он сам её попросит, а вы вправе выбрать вариант этой поддержки ребёнку или привлечь других в этот процесс. Помните, что у спокойных родителей и при гармоничных отношениях в семье, как правило, вырастают уверенные дети. Независимо от внешних обстоятельств умение справляться с тревогой, помогает сохранить благоприятный климат в семье. Уверенному человеку проще справиться и с резкими изменениями среды, и с иными подстерегающими его трудностями в жизни.

Давайте рассмотрим способы освоения навыков позитивного мышления. Эффективный способ справиться с усталостью заключается в умении принимать ситуацию, исследуя ее. Способность позитивно мыслить помогает конструктивному разрешению проблем, самосохранению, поддержанию физического и психологического здоровья. На смену оценочного мышления приходит исследовательская позиция.

Правила позитивного мышления ориентируют родителя устранять из собственной речи и мышления выражения, несущие в себе безысходность, самообвинение, отсутствие надежды на решение проблемы. Призывают использовать позитивные высказывания, пословицы, притчи, что поможет ребёнку взглянуть на возникающие проблемы в положительном ключе. Например, могут подойти такие поговорки, как: «А из ничего не рождается ничего, под лежачий камень вода не течет»; «Дорогу осилит идущий»; «Сел в лодку, значит, греби»; «Все, что ни делается, делается к лучшему». Ещё полезно развивать хорошее чувство юмора во взаимоотношениях с детьми, что зачастую снимет накопившееся напряжение у всех членов семьи и разрядит обстановку, объединив всю семью.

Очень важно освоить навыки расслабления и саморегуляции. Чем лучше мы умеем расслабляться, тем легче организму справиться с психологическим состоянием, тем выше стрессоустойчивость у родителей. Что даёт тренировка навыков саморегуляции? Изменяется направленность внимания. Нет ощущения угнетённости от эмоционально значимых ситуаций. Возникает возможность переключения на другую деятельность. Повышаются самоконтроль поведения и регуляция проявления эмоций во вне. Активизируются собственные ресурсы. Снижается эмоциональная чувствительность. Устраняется эмоциональный стресс. Восстанавливаются силы. Повышается тонус. Стабилизируется работа организма. Развивается способность формулировать цель.

Итак, для сохранения собственного психологического здоровья родителем могут быть задействованы разные ресурсы. Личностные ресурсы – это наша мотивация, жизненный и профессиональный опыт, самоуважение, самодостаточность, эмоционально-волевые качества. Информационные ресурсы – поиск информации о способах разрешения ситуаций, вызывающих стресс. Материальные ресурсы – безопасность нашей жизни, благоприятные факторы труда и отдыха, финансовая стабильность. Социальные ресурсы – профессиональная помощь специалистов, наличие поддержки, моральная помощь со стороны ближайшего окружения, соучастие и сочувствие близких, солидарность и сплоченность семьи.

Существуют разные способы и подходы преодоления эмоциональной усталости.

Мы обратимся к некоторым из них:

1. Решать возникающие проблемы. Предпринимать активные действия для

решения сложных ситуаций.

2. Своевременно обращаться к детским специалистам. Консультация

родителей.

3. Находиться «Здесь и сейчас», воспринимая ситуацию такой,

какая она есть на данный момент.

4. Осознавать особенности своей личности. Учиться смотреть на себя со

стороны. Включать свой детский опыт при общении с детьми.

5. Осознавать свое поведение, регулировать свое эмоциональное состояние.

6. Стремиться получать новую информацию, знания.

Участвовать в семинарах, тренингах, повышая свою компетентность в

детско – родительских отношениях.

7. Общаться с другими семьями. Делиться опытом.

8. Вести дневник своих успехов.

9. Находить время для своих личных интересов. Заниматься спортом,

посещать культурные мероприятия, выезжать на природу, встречаться с

друзьями.

10. Поддерживать супружеские отношения.

11. Заботиться о своём здоровье. Соблюдать режим сна и питания.

Публикации по теме:

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

«Взаимоотношения в семье». Классный час для учащихся 7–12 лет Цель: формировать представление о конфликте и о видах конфликта. Развивать коммуникативные качества и умения. Возраст: 7 - 12 лет Тема:.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для родителей «Организация сна детей в семье» Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких.

Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм. Задачи: - Познакомить родителей с ценностью потешек для общего.

Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье»Консультация для родителей «Выстраиваем дружеские взаимоотношения между старшими и младшими детьми в семье» В народе говорят: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Поэтому родителям, планирующим появление второго.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация для родителей «Законы родительской истины» ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг! 2. Не унижайте своего ребенка.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Занятие для родителей с элементами тренинга «Калейдоскоп родительской мудрости. Как помочь ребёнку преодолеть трудности» Цель: способствовать повышению грамотности родителей по вопросам воспитания и развития детей. Задачи: - способствовать расширению, углублению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимоотношения родителей и детей в семье. Как справиться с родительской усталостью
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 23:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимоотношения родителей и детей в семье. Как справиться с родительской усталостью» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Политова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД