Оксана Гриднева
Взаимодействие специалистов и воспитателей в обучении и социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Человек как общественное существо развивается, живет и реализует себя за счет взаимодействия с другими членами социума.
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Публикация «Взаимодействие специалистов и воспитателей в обучении и социально-коммуникативном развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).
С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми.
Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Процесс социализации, то есть интериоризации культурных ценностей общества личностью зависит именно от ее коммуникативной компетентности. Коммуникация является одной из основных видов деятельности человека, формируя личность, корректируя и направляя её характеристики. Эффективность общения во многом определяет успешность личности во всех сферах социальной жизни : обучении, межличностном взаимодействии, в профессиональной карьере и т. д. У детей с ОВЗ процесс коммуникации приобретает определенное своеобразие в зависимости от дефекта. Во многих исследованиях отражено отставание в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ от возрастных норм. Нарушение в этой сфере у ребенка ведет к искаженному представлению о себе, об окружающем мире, низкой самооценке, и эмоциональной незрелости. У таких детей низка потребность общаться, существуют трудности в речи, выражении эмоций и определения эмоций других людей. А так как коммуникативные навыки зависят от развития других сфер личности, поэтому существует и незрелость мотивационно- личностной сферы. Вообще, данные по детям с ОВЗ, полученные разными учеными, сходятся в том, что все отмечают социальную незрелость подобных детей. Более того, есть данные, что неуспех в школе, отсутствие нормальных коммуникаций усугубляют психический дефект детей, провоцируя невротические расстройства, реакции отказа и протест. В специфике межличностных отношений и условиях его формирования у детей с ОВЗ отмечаются отсутствие ориентации на партнёра, потребность в доминировании, дисгармония образа «Я», инфантильность, и в то же время пассивность, тревожность и неуверенность. Таким образом, у детей с ОВЗ самостоятельно коммуникативная деятельность не формируется, и, следовательно, войдя в новую ситуацию развития – в школьное детство, ребенок не имеет возможности установить новые межличностные отношения и даже эффективно адаптироваться в школе. Более того, даже при стихийном (не корректирующем) общении со взрослыми людьми, дети с ОВЗ не реализуют возрастные возможности в развитии коммуникативных навыков. Желания расширить круг общения нет. Для ребенка скорее важно лишь получать эмоционально-положительное внимание значимого взрослого человека. В связи с этим очень важно организовать систематическую работу с коррекционной направленностью по развитию коммуникативных навыков. В коррекционной работе опираюсь на классификацию Н. Н. Афанасьевой. Она делит детей с ОВЗ на три группы :
Относительно активные, спокойные, уравновешенные, не нарушающие общепринятых норм (32 %).
Легко возбудимые, беспокойные и расторможенные, импульсивные, с неустойчивой эмоциональной реакцией, аффективные (40 %).
Вялые, пассивные, заторможенные, не проявляющие инициативы, инертные, необщительные, неуверенные, требующие постоянного поощрения, неконфликтные, миролюбивые (28 %).
Социально-коммуникативное развитие (специальные направления для дошкольников с ОВЗ) :
Формирование умения понимать цели игры и игровых задач и действовать в соответствии с ней;
Формирование умения принимать правила игры и, при необходимости, творчески их трансформировать;
Формировать умение использовать в процессе игровой деятельности игровых атрибутов и предметов-заменителей;
Соблюдение ролевого распределения и неконфликтного поведения в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности ;
Обучение речевому сопровождению в процессе игры, труда, НОД;
Формирование представлений о своих потенциальных возможностях в условиях реальной действительности;
Формирование элементарных трудовых и игровых навыков, адекватных психофизическому состоянию детей;
Формирование самосознания, чувства собственного достоинства;
Формирование гендерной, семейной принадлежности;
Воспитание потребности в совместной коллективной деятельности;
Воспитание позитивных эмоций от результатов своей деятельности.
Для коррекционного воздействия обращаться к наиболее перспективным сторонам детей каждой группы. Коррекционная работа проводится по трем направлениям:
1. отношение ребенка к самому себе;
2. отношение со взрослыми;
3. отношение со сверстниками.
Сформированные коммуникативные умения, оказывая влияние на полноценное протекание процесса общения, дают возможность детям активно включаться в систему взаимоотношений и взаимодействий, что в результате ведет их к полной социализации.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ в дошкольном учреждении общеразвивающего вида предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения. Важным условием организации занятий должна являться игровая форма проведения. Так же необходимо предусмотреть варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.
Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, картинки-символы и др.
Таким образом, в зависимости от имеющихся в образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ОВЗ, реализация инклюзивного подхода в образовании особых детей в разных ДОУ общеразвивающего вида может быть весьма разной. Обычный детский сад при четко продуманном содержании организации его работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.