Получи документы

Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ОВЗ

Старокожева Олеся Алексеевна
Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ

Семья как главный общественный институт играет первостепенную роль в жизни каждого ребенка, выполняя ключевую функцию воспитания и социализации нового поколения, а также обеспечивая переосмысление ценностей и установление нравственных и духовных качеств, формируются представления о том, какими могут являться взаимоотношения между людьми. Тем не менее, не всегда семейная среда способна полностью удовлетворить потребности ребенка, особенно у тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с такой проблемой.

Публикация «Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ОВЗ» размещена в разделах

Семьи, имеющие «особенных» детей, переживают неуверенность, пессимизм, испытывают чувство страха в отношении будущего своего ребенка очень долгое время. Чтобы выйти из такой долгой психотравмирующей сложившейся ситуации, семье имеющей ребенка с ОВЗ, необходима особая помощь со стороны педагогов-психологов, социальных педагогов, понимание родственников, близких людей. Родители, в семье которых есть ребенок с ОВЗ, должны близко взаимодействовать не только со школьным психологом, социальным педагогом и классным руководителем, они должны взаимодействовать со всеми педагогами и детским коллективом, в котором находится их ребенок. Это все нужно для социализации ребенка.

Педагоги образовательного учреждения и родители должны объединить свои силы и сосредоточить их на социализации ребенка. Их первостепенная задача — снять психологический стресс и нервное напряжение у ребенка, которые он испытывает перед обществом.

Л. В. Карцева писала: «В современном обществе человеку, имеющему ограничения по здоровью трудно вступить в социум, а социуму нелегко принять такого человека. Но развитие любого ребенка: будь это ребенок нормы или ребенок с ОВЗ невозможно без наличия контактов, общения с разными людьми».

Таким образом, родители, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, нуждаются в социальной и психологической поддержке и помощи. Подобная помощь, в первую очередь необходима для стабилизации эмоционального состояния, чтобы избежать дезадаптации ребенка и семьи в целом, чтобы помочь наладить грамотные родительские отношения с детьми.

Работа педагога-психолога и всего педагогического коллектива с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и их родителями, должна строиться на следующих принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям и родителям, необходимо учитывать личностные особенности ребенка и его семьи; необходимо обеспечить комфортные, безопасные условия;

2. Гуманно-личностный принцип — этот принцип проявляется во всестороннем уважении и любви к ребенку и его семье, вера в достижение поставленных целей, формирование положительной «Я-концепции» каждого ребенка, умение организовывать ситуацию успеха;

3. Принцип комплексности — заключает в себя оказание психологической и социальной помощи. Учителя, родители, воспитатели и психолог должны быть вовлечены в этот процесс, а сам ребенок не должен быть исключен из этого процесса;

4. Принцип деятельностного подхода — здесь необходимо учитывать ведущий вид деятельности, ориентироваться на тот вид деятельности, который является более важным для ребенка на данном этапе жизни.

Взаимодействие между школой и родителями всегда сопровождается проблемой ограниченного времени. Как правило, у родителей не всегда остаточно времени на встречи с педагогами. Нужно стремиться постоянно осуществлять повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья.

Надо активно вовлекать родителей в школьную жизнь их ребенка и в образовательный процесс. Сделать их активными его участниками и расширять круг педагогических знаний и представлений.

Социальный педагог и психолог взаимодействуют со семьями, в которых растут дети с ОВЗ. Их совместная работа строится на нескольких ключевых направлениях:

-изучение семей и семейного воспитания;

-участие в распространении психолого-педагогических знаний;

-активное влияние на родительский актив с целью активизации и коррекции семейного воспитания;

-предоставление индивидуальной помощи и поддержки родителям, учитывая специфику каждой отдельной семьи;

-обобщение и распространение опыта эффективного семейного воспитания.

В такой деятельности необходимо использовать следующие формы и методы работы с родителями: консультации (индивидуальные и групповые, визиты на дому, родительские собрания в форме тренинга, «круглого стола», конференции, «педагогической гостиной», дни открытых дверей, мастер-классы, деловые игры, семинары-практикумы, совместные праздники.

Основная задача заключается в том, чтобы помочь родителям не стыдиться своего ребенка, принимать таким, какой он есть, помочь ребенку стать уверенным в себе и самодостаточным, развивать его познавательную активность и эмоционально-волевое развитие.

Зачастую родители ведут себя пассивно: не уделяют время для выполнения домашних заданий с ребенком, не обращаются за консультацией и советом к педагогам и т. д.

Нужно донести до родителей, что они и учителя— партнеры в воспитании учащихся. Вместе они должны следовать общей программе развития, взяв за основу сильные стороны семейного и школьного воспитания. Однако, важной задачей для семьи и школы должно стать раскрытие индивидуальных способностей, интересов и потенциала каждого ребенка.

Для того, чтобы дети комфортно себя чувствовали нужно придерживаться следующих правил:

-Использовать при общении чёткие и ясные положительные формулировки (без частицы НЕ);

-Использовать методы поощрения;

- Обязательно подчёркивать реальные положительные качества, сильные стороны личности;

-Выслушивать проблему, изложенную ребёнком, не перебивая его собственными комментариями;

-Учить детей позитивному самоутверждению (Всё будет хорошо и т. п.);

- Учить более гибкому реагированию на жизненные ситуации, умению брать на себя ответственность;

Практически любой психолог, учитель скажет, что обучение в школе - сложный период, причем не только для ребенка, но и для его семьи. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но также связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа представляет собой сложный и своеобразный «организм», многие трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в этот период, схожи:

-эмоциональная незрелость детей с ОВЗ приводит к плохой контактной поддержке (мимолетность, ситуативность, неустойчивость, нестабильность);

-расторможенные психические процессы, повышенный уровень возбудимости приводят к импульсивному поведению, которое часто приводит к цепочке реакций (крики, драки, ссоры, бурные обиды и т. д.) и неадекватным способам выхода из конфликтов;

-адаптивные механизмы у детей с ОВЗ не обладают достаточно развитыми интеллектуальными и эмоционально-волевыми возможностями для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков.

Родители детей должны обладать определенным набором знаний о своих детях с ограниченными возможностями здоровья. В этом им может помочь специальная коррекционная школа, перед которой стоит задача просветительской деятельности.

Назовем некоторые направления, по которым следует организовывать беседы с родителями:

1. Причины возникновения осложнений в развитии детей;

2. Типичные затруднения учащихся вспомогательной школы в овладении учебными предметами;

3. Особенности поведения, интересов учеников младших классов;

4. Подростковый период в развитии ребенка;

5. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

6. Роль семьи в обучении и воспитании ребенка;

С циклом бесед может выступить один человек (врач, учитель, воспитатель, психолог, возможно и распределение тем по одному из направлений между несколькими лицами. Выступающий должен говорить просто, доходчиво, не нужно называть фамилии. Родители сами догадаются, когда речь пойдет об их ребенке.

В организации эффективного взаимодействия между педагогами и родителями особую роль играет школьный педагог-психолог, чьи профессиональные знания и навыки помогут провести диагностику учащихся и проконсультировать как педагогов, так и родителей по вопросам взаимодействия с ребенком.

Подводя итог, можно сказать что, учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз даёт возможность выявить сильные стороны каждого ребенка и скорректировать возможные ошибки.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет) На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Правильно воспитывать здорового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ОВЗ
Опубликовано: 13 марта 2024 в 12:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Старокожева Олеся Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД