Екатерина Кравцова
Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.
Публикация «Взаимодействие с родителями по созданию комфортного климата в семье для обеспечения здоровья детей» размещена в разделах
В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери – как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей.
Уверена, что, в душе педагога должно быть место для родителей воспитанника. Педагог должен понимать, что это те родители, которые нужны ребенку, что они самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар.
В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование потребности здорового образа жизни. Считаем, что проблема оздоравливания, воспитания и развития – кампания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени - дошкольный период.
В работе по развитию личности и формированию потребности в здоровом образе жизни у детей должны участвовать, во-первых, семья, включая всех ее членов; во-вторых, ДОУ, где ребенок проводит большую часть активного времени. Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.
Исходя из цели дошкольного учреждения, были сформулированы задачи таким образом:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительные и партнёрские отношения с родителями.
3. Вовлечение семьи в жизнедеятельность группы.
Для того, чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах личности ребенка, семья для нас не должна выступать как объект воздействия. Мы объясняем родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим мы, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Основными направлениями деятельности педагогов детского сада являются:
1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
В основе реализации данных направлений детского сада по взаимодействию с семьями воспитанников была разработана модель взаимодействия педагога с родителями. В модели выделено шесть основных этапов, в которых перечислены конкретные мероприятия на учебный год. Содержание их меняется ежегодно.
Изучая современную литературу, периодическую печать, специальную литературу, статьи дошкольных изданий, сделала вывод, обобщающий характеристики семейных отношений в современной семье :
1. Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие.
2. Особенность современной семьи связана с поиском заработка, перегрузкой на работе, сокращением свободного времени у родителей – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости и стрессам.
3. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из этого, детский сад, на фоне углубляющегося кризиса семейных отношений, рассматривается «оазисом» покоя и эмоциональной передышки.
Для эффективного взаимодействия с семьей мы первоначально изучаем её. На мой взгляд, важным моментом остается первое впечатление, которое не всегда может соответствовать ожидаемым результатам.
Родитель пришел к нам со своей точкой зрения. Мы её не ломаем и не навязываем свою, а используем методом убеждения, сравнения, показа, рассказа, заинтересованности, привлечения, а уже затем убеждения.
Главным местом встречи с родителями стараюсь выбрать приёмную комнату.
Основные принципы, которых стараюсь придерживаться в работе с родителями :
• Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.
• Гибкость, подвижность образовательной стратегии.
• Способность к оказанию психологической поддержки.
• Ориентация на стимулирование самообразования родителей.
• Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.
• Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме.
• Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.
• Искренне желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.
• Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими.
Для выстраивания дальнейшей работы провожу анкетирование с целью выяснения образовательных потребностей родителей. Получив реальную картину о каждой семье воспитанников, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем и планируем свою работу с ними.
Цель совместных мероприятий – сотрудничество с семьей и обогащение социального опыта детей.
Педагогические разработки по теме «Досуг – как средство формирования ЗОЖ» несут первоначальные установки на здоровый образ жизни, развитие творческих способностей детей. В дошкольном возрасте лучше всего это донести через игру, сказку, развлечения, досуг совместно с родителями.
Взаимодействие с родителями оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Совместно организованный досуг с семьей обеспечивает преемственность поколений, передачу духовных и материальных ценностей из поколения в поколение.
Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остаётся места вредным привычкам, у ребенка постоянно формируется – «образ семьи».
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить несовершенство друг друга.
Литература
1. Здоровый малыш : программа оздоравливания детей в ДОУ/ Под ред. З. И. Берсеневой. -М. :ТЦ «Сфера», 2003 (серия «Библиотека руководителя ДОУ»). – 209с.
2. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. – Спб. : ИК «Комплит», 1997. – 86с.
3. Козлова Л. В., Демеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты, лекции, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ «Сфера», 2004 (серия «Библиотека руководителя ДОУ».). – 145с.