Ксения Соловьёва
Взаимодействие с родителями как один из этапов успешной работы педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с родителями как один из этапов успешной работы педагога».
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–4 года)
Возрастные особенности детей четвёртого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Публикация «Взаимодействие с родителями как один из этапов успешной работы педагога» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Списочный состав группы 28 детей. Из них девочек 14 и 14 мальчиков. Неполные семьи : две (7.14%). Полные семьи: 26 (92.86%). В одной семье: мать одна воспитывает усыновленного ребенка (3.5%) и одна семья (3.5%, где родители в разводе. Есть семьи, где в воспитании ребенка участвуют бабушки (10.7%,няни (14.2%) .
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Я пришла в наше дошкольное учреждение 27.01.2014 года во вторую младшую группу № 8 и сразу начала работать над проблемой «Взаимодействие с родителями как один из этапов успешной работы педагога».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое:
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
За 4 месяца я провела следующую работу :
Январь.
1. Консультация для родителей на тему : «Подвижные игры с детьми на прогулке зимой».
Февраль.
1. Развлечение к 23 февраля: «Папин праздник».
2. Собрание членов родительского комитета подготовка к проведению праздника «8 марта».
3. Консультация для родителей : «Как, правильно, читать книги?» (советы родителям в подборе худ. литературы для данного возраста).
Март.
1. Проведение праздника «8 марта», с приглашением родителей.
2. Поздравление родителям в родительском уголке.
3. Совместная художественная деятельность и детей на тему: «8 марта».
4. Консультация для родителей на тему : «Капризы и упрямство ребёнка, как с ними справиться?».
5. Индивидуальные беседы с родителями на тему : «Режим дня в детском саду».
Апрель.
1. Помощь родителей в субботнике.
2. Дни открытых дверей (учимся играя).
3. Родительское собрание на тему :
- Наши успехи за прошедший учебный год.
- Собрание членов родительского комитета, отчёт о проделанной работе за год. (подведение итогов, постановка задач на будущее).
4. Консультация для родителей на тему : «Что должен знать и уметь 4 –летний ребёнок».
Май.
1. Оформление папки-передвижки: «Лето-пора отдыха!»
2. Подготовка участка к летнему периоду.
3. Консультация для родителей на тему : «Игры с детьми дома».
4. Помощь родителей в озеленении участка группы.
В следующем году дети станут на год старше и пойдут в среднюю группу. Я считаю, что и в следующем году сотрудничество должно быть таким же тесным. Нужно проводить больше совместных мероприятий с родителями, это и спортивные досуги, круглые столы, чаепития, на родительских собраниях использовать различные игры, тренинги, которые бы раскрепощали родителей и помогали лучшему общению, чтобы они учились слушать и понимать друг друга и нас воспитателей.