Чиченкина Татьяна
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
С внедрением в систему образования ФГОС Начального Общего Образования на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования,
изменились цели и задачи, стоящие перед учителем современное образование ориентировано на формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную задачу формулировать алгоритм её решения, оценивать полученный результат, одним словом научить учиться
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.
Учитывая то, что игра была основной деятельностью дошкольников, по приходу в школу они переходят на учебную деятельность. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.
Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.».
Но и на сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла.
Игра это уникальная и особая форма активности детей, которая способствует их обучению и приобретению опыта. Игра является практикой развития. Дети играют, потому что они развиваются, и они развиваются, потому что играют.
Это первая школа мысли для ребёнка. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того чтобы идти вперёд.
Дидактические игры являются переходной формой от игры к учёбе, в процессе которых формируются необходимые Универсальные Учебные Действия.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр
содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.
Игровая деятельность преобладает на всех уроках в начальной школе и формируют познавательный интерес к уроку. Игра делает элементы урока эмоционально насыщенными.
В своей практической деятельности я использую разные виды игр.
Проводимые мною игры-путешествия всегда вызывают у детей интерес, так как имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игровых действиях, становится близким ребенку, радуют его.
Так на уроке окружающего мира путешествуя вместе с современными героями (диснеевские принцессы, робот Гоша, дети отправились в путешествие по станциям Царство Растений», «Царство Животных» На каждой из станций предложены задания, благодаря которым узнали много нового и интересного
Не менее увлекательно прошел урок математики, на котором дети путешествовали вместе с Красной Шапочкой в Загадочный лес, где проводился День Знаний, а по ходу путешествия ребята уточняли представления о величине предметов, учились сравнивать предметы, развивали внимание, мышление, память, речь.
Расширить представление детей об обитателях леса, формировать навыки поведения в лесу помогло путешествие в Теремок вместе с героями сказки «Теремок» на Новый лад.
Игры – поручения проще по содержанию и короче по продолжительности. Игровая задача и игровой действие в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Фее вставить пропущенные буквы», «Помоги Незнайке найти закравшиеся ошибки», «Научи гномиков отличать живые и неживые природные богатства» и т. д.
Игры – предположения «Что было бы?», «Подорожник – сорное или лекарственное растение?», «А что будет, если?», «Шоколад - вредно или полезно?».
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры способствуют развитиюлюбознательности, интереса к исследовательской работе. А наша школа с уклоном исследовательской работы
Очень любят дети игры загадки, ими чаще всего начинаю урок, объяснение нового материала «Задачки от Догадайки», «Загадочный зоопарк», «Загадай, мы отгадаем».
Главной особенностью загадок является логическая задача, которая активизирует умственную деятельность ребенка.
Игра-беседа
В её основе лежит общение детей с педагогом,
Чаще всего игры-беседы провожу на уроках литературного чтения и окружающего мира. Они воспитывают умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей. Основным средством игры-беседы является слово, результатом – удовольствие, полученное детьми.
Дети моего класса очень любят игры-соревнования: конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов.
Самыми распространё нными являются викторины: «По страницам произведений», «В сказочной стране», «Геометрическое ассорти»
Мы в классе проводили такую пародию на передачу, как «Кулинарное шоу», где я провела интеграцию нескольких предметов.
Интересно проходят уроки соревнования, когда класс делится на группы, а я предлагаю детям различные конкурсы с определенными условиями.
Так в игре «Раз – словечко, два – словечко» ребята называли одним словом словосочетания, объясняли афоризмы, вставляли в слова пропущенные буквы, составляли по теме как можно больше слов, определяли из 5 слов лишнее, по наводящим вопросам угадывали слово «Устами младенца», исправляли ошибки в пословицах.
Театрализация способствует развитию практически всех видов памяти (кратковременной, словесно – логической, образной, эмоциональной, произвольного и непроизвольного внимания.
В качестве современных средств обучения широко применяются мной компьютерные интерактивные игры, тренажёры.
Сама разрабатывала серию интерактивных презентаций по урокам Это и словарная работа на уроке русского языка и устный счет на уроках математики
Так же с ребятами активно участвуем в олимпиадах, викторинах на платформе Учи. ру
Таким образом, можно сказать, что в моей работе "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОв
является одним из распространенных и широко применяемых средством развития познавательного интереса, помогающий мне организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринуждённой форме, решать достаточно легко и свободно многие дидактические задачи. В нашем классе нет границ, а есть ГОРИЗОНТ. А горизонт, в отличие от застывшей границы, передвигается вместе с нами и зовёт вперёд, не даёт останавливаться на месте!