Татьяна Рябых
Взаимодействие ДОУ, семьи и социума по проблеме формирования ценностных ориентиров у дошкольников
Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни, сохранения культурного достояния всех народов России.
В настоящее время в основных государственных, законодательных и нормативно-правовых документах (концепции модернизации российского образования, федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», программы «Дошкольное образование») подчеркивается, что стратегической целью является формирование социально-ориентированных, морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Публикация «Взаимодействие ДОУ, семьи и социума по проблеме формирования ценностных ориентиров у дошкольников» размещена в разделах
Данная задача нашла свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО, в котором воспитание дошкольников предоставлено как целостный процесс, осуществляемый на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Ценностными ориентирами выступают :
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов и уважения ценностей семьи и общества;
Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с отечественной культурой.
Ведущей педагогической идеей является создание системы комплексного взаимодействия ДОУ, семьи и различных социальных институтов, содействующей благоприятной социализации ребенка.
В нашей группе работа проходила поэтапно:
• На начальном этапе была выявлена проблема и осуществлен подбор теоритического и диагностического материала по данной теме;
• На основном этапе создана система комплексного взаимодействия «ДОУ – семья – социум»;
• На заключительном этапе был сформирован банк методических разработок.
При выявлении проблемы мы поняли, что дети и родители нашей группы нуждаются в более глубоких познаниях духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. И поэтому с сентября по ноябрь в группе стартовал проект «В тереме расписном мы живем». Мы поставили перед собой цель:
Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.
и задачи:
Знакомство детей с различными формами культуры;
Воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
Формирование нравственно-патриотических чувств;
- Развитие художественно-творческой активности детей;
- Тесное взаимодействие ДОУ – семья – социум.
В процессе работы над проблемой использовали следующие формы, методы и приемы:
Комбинированные занятия;
Развлечения;
Экскурсии, наблюдения;
Народные подвижные игры;
Драматизация;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
Музыкальные занятия;
Взаимодействие с семьей.
Одновременно со всем этим становится задача – создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно… Чтобы доставить детям радость, помочь им освоить необычные для теперешнего быта вещи мы собрали предметы старинного быта и старались воссоздать в группе обстановку русской избы.
Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жиз ни детей, разработана серия музыкальных, комбинированных, физкультурных занятий и развлечений. Особую роль в системе нашей работы мы отвели народно-прикладному искусству. Знакомили детей со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями; с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, народная вышивка и т. д., отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями русского народа, ознакомление с русским народным костюмом, его элементами – все это происходило на комбинированных занятиях.
Объединяя усилия педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели были организованы серии консультаций для родителей; затем – семейный клуб «Сударушка». Из их числа создали «Совет бабушек», благодаря их стараниям значительно пополнилась предметами быта наша изба. Итогом всей работы стали «Посиделки» на которые были приглашены все желающие.
В итоге:
Дети нашей группы знают об истории и культуре русского народа гораздо больше;
Они умеют играть и объяснять правила русских народных игр;
Используют в активной речи русский фольклор, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки;
Отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;
Дети знакомы с историей русского костюма и его элементами;
Умеют различать изделия разных народных промыслов.
Но главным, по нашему мнению являются наличие стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, что в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.