Ольга Иваницкая
Взаимодействие ДОУ и семьи: традиционные и инновационные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие ДОУ и семьи:
традиционные и инновационные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ»
В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях. В условиях реализации новых подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родители непосредственно заинтересованы в повышении качества образования и развития своих детей. Для родителей детей с ОВЗ, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
«Дошкольное детство» - уникальный период жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время этот период, в течение которого ребёнок находится в зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.
Воспитание осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место отведено семье. Именно поэтому необходимо постоянное повышение уровня педагогической компетентности родителей, и актуальна организация для них различных форм образования. Существующие методы работы постепенно уступают место чему-то новому.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья - ДОУ» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радости, успехов и неудач, сомнений и размышлений, в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье.
Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы помочь родителям в повышении их педагогической компетенции, способствовать в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для того, чтобы планировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – взаимодействие можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, родителями.
4. Принцип доступности
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по трём направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление мы используем при выявлении интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
2. Наглядно-информационное направление - используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
3. Досуговые формы используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Традиционные формы взаимодействия с семьёй представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами.
Повышение педагогической культуры родителей. С этой целью используются родительские собрания, конференции, консультации, беседы
и различные виды наглядности:
• уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов, расписание занятий воспитанников группы,
• консультации специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя:
«Адаптация ребёнка в ДОУ»,
«Как определить, соответствует ли уровень внимания ребенка возрасту»,
«Коррекционные игры для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания»,
«Культура речевого общения»,
«Малыш плохо говорит: тактика родителей»,
«Особенности работы с гиперактивными детьми»,
«Подготовка детей с нарушением интеллекта к школе»,
«Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка»,
«Ребенок кусается - нормально ли это?»,
«Тренируем память»,
«Учимся считать до 10».
• разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и мероприятиям ДОУ: «Безопасный путь», «Краски осени», «Международный день толерантности», «День матери», «К нам пришла зима», «Добрая дорога детства», «День защитника Отечества»…
• информационные листки: объявления о собраниях, событиях; поздравления с днем рождения и праздниками…
• памятки для родителей, с целью просвещения:
«Готовимся к ПМПК»,
«Скоро в школу. Советы родителям будущих первоклассников»,
«О психолого-медико-педагогической комиссии г. Ростова-на-Дону».
На родительских собраниях специалисты знакомят родителей с образовательной деятельностью в учебном году воспитанников с ОВЗ:
• «Организация логопедической помощи в ДОУ детям с ОВЗ»,
• «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»,
• «Познавательно-игровой сеанс, как форма организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО»,
• «Развитие музыкальных способностей у детей с ОВЗ в совместной деятельности музыкального руководителя и семьи»,
• «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»,
• «Развитие речи ребенка с РАС»,
• «Формирование коммуникативной речи у детей с РДА».
Устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и семьёй помогают досуговые мероприятия. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования такие как «Встреча Нового года», «Праздник мам», «Масленица», «Лучший папа», «Папа, мама, я – спортивная семья» помогают родителям стать заинтересованными участниками образовательного процесса, гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности.
Взаимодействие педагогов и родителей меняется. Новые подходы требуют и новых форм взаимодействия и сотрудничества. В настоящее время, когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. Несмотря на то, что традиционные формы работы с родителями сохраняют свою актуальность, мы стараемся изменить позицию родителей с позиции «слушатели и наблюдатели» на позицию «активные участники» и используем интерактивные инновационные формы и методы работы с семьёй:
Социальные акции: «Посади цветок», «Соберем макулатуру и спасем лес», «Поделки из бросового материала», «День толерантности», «Международный день инвалидов», «Наши руки не знают скуки» …
Флешмобы, посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей»…
Акции по предупреждению дорожно-транспортного травматизма: «За безопасность движения», «Внимание, дети!»…
Утренники, развлечения и тематические праздники в группах «День именинника», «День рождения снеговика», «День матери», «19 сентября -День рождения смайлика»…
Новые подходы требуют и новых форм взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей. Обучение родителей продуктивному взаимодействию с детьми – это осознанное участие родителей в коррекционной образовательной деятельности со своими детьми.
Такой формой в нашем ДОУ стала
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развивайся, малыш!», которая была организована и работает с 2009 года.
На занятиях школы педагоги и специалисты ДОУ знакомят родителей с проблемами коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ и способами ее коррекции в домашних условиях. Отличительной особенностью ее работы выступает активное участие всех субъектов образования (детей, родителей, педагогов и специалистов) в рамках исследования конкретной заявленной темы. Заседания школы проходят 1 раз в месяц при активном участии всех специалистов ДОУ. Участниками со стороны родителей являются все желающие. Цель деятельности «Школы для родителей» – педагогическое сопровождение семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Ведущий «Школы для родителей» не читает лекцию, он задает вопросы, транслируя участникам: «Нам интересно ваше мнение. Что вы думаете по этому поводу?», становясь таким образом на позицию партнерства и равенства. Сотрудничество происходит на равных, у педагогов нет привилегии указывать, контролировать и, тем более, оценивать. Взаимодействие на «Школе для родителей» - это сотрудничество педагогов и родителей, в результате которого участник сам делает собственные выводы и принимает их. В завершении каждой встречи звучат вопросы: Что для вас стало самым ценным? Что берете с собой? Как будете использовать полученный опыт? Как хотите завершить нашу встречу?
За много лет работы ШКОЛЫ собралась большая база методических рекомендаций, освещающих все направления деятельности педагогов ДОУ:
«Мы играем вместе» - развитие мелкой моторики пальцев рук от простого к сложному;
«Обучение основам грамоты детей в предшкольный период»;
«Артикуляционная гимнастика в стихах и сказках»;
«Логопедические игры для автоматизации (закрепления) звуков в речи дошкольников»;
«Речевые упражнения для дошкольников с ОВЗ, способствующие успешному овладению родным языком»;
«Волшебная сила игры» - развитие речи дошкольника в игровой деятельности;
«Поиграем вместе» - развитие речи детей с РАС;
«Подвижные игры» - роль подвижной игры в физическом развитии ребенка с ОВЗ;
«Значение режима дня в детском саду и дома»
«Игры, в которые играют дети… или особенности игровой деятельности детей с ранним детским аутизмом»;
«Поиграй со мной, мама! Или организация игрового взаимодействия с аутичным ребенком»;
«Использование элементов песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ»;
«Музыкотерапия – как средство развития творческого потенциала ребенка»;
«Развитие элементарных математических представлений у детей с ОВЗ посредством игры»;
Работа с семьей в нашем детском саду занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Опыт нашей работы показал, что семье, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, необходима особая забота и внимание. Появление в семье ребенка с ОВЗ меняет сложившуюся жизнь семьи, ее психологический климат. Столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, родители ребенка сталкиваются с множеством трудностей.
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы стараемся сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать, привлечь их внимание к тем задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательными и эффективным.
Познавательный игровой сеанс «Круг» - одна из эффективных форм образовательной деятельности, направленный на развитие детей в образовательных областях путем игрового моделирования, активными участниками которого являются дети, педагоги, родители.
Познавательных игровой сеанс позволяет решать спектр задач, которые необходимо реализовывать в связи с введением ФГОС ДО, в частности:
- комплексное развитие всех направлений личности ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи путем партнерского взаимодействия с родителями в непосредственной образовательной деятельности;
- построение коррекционного образовательного процесса в рамках личностно ориентированного подхода (с учетом возрастных, индивидуальных возможностей и потребностей ребенка и семьи);
- обеспечение возможности взаимодействия воспитателей, родителей и педагогов ДО (музыкального руководителя, психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и других) в непосредственной образовательной деятельности;
- создание благоприятных условий для обеспечения успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
«Круг» - ритмическое организованное занятие, направленное на привлечение внимания детей друг к другу, участие в каком-нибудь общем деле.
Большое значение придается развитию подражания действиям окружающих, формированию умения ждать своей очереди, активизации речи детей, формированию возможности выбора.
Структура сеанса состоит из взаимосвязанных компонентов:
1. Индивидуальное приветствие.
2. Самостоятельная игровая деятельность.
3. Групповое приветствие.
4. Непосредственная образовательная деятельность.
5. Продуктивная деятельность.
6. Совместная игровая деятельность педагога с детьми.
7. Дополнительный компонент в структуре сеанса.
8. Взаимодействие с родителями.
9. Прощание.
Последовательность компонентов может меняться в соответствие с условиями проведения, индивидуальными особенностями и уровнем развития детей, оставляя неизменным только групповое приветствие и прощание.
В рамках игрового занятии «Круг» используются такие игры и задания:
- игры на подражание и эмоциональное заражение (это значит, что взрослые должны принимать активное участие в занятиях, чтобы своими эмоциями усиливать притягательность происходящего в кругу);
- сенсорно-эмоциональные игры, особенно игры на тактильное взаимодействие;
- ритмически организованные игры;
- игры с привлекательными предметами (с целью привлечения внимания к происходящему в кругу и друг к другу – особенно когда предметов мало, они передаются от одного ребенка к другому, и, следовательно, необходимо дождаться своей очереди, чтобы взять предмет);
- простые игры на взаимодействие (передать предмет, найти спрятанную игрушку, выбрать следующего участника и т. д.).
Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решать спектр разнообразных задач совместно с детьми, родителями, специалистами.
Познавательный игровой сеанс позволяет обеспечить экономию времени на решение комплекса задач, стоящих перед педагогом: обеспечить развитие ребенка с ОВЗ и взаимодействовать с семьями воспитанников.
Нами отмечено, что в результате использования «Круга» как формы работы у родителей формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Они убеждаются, что вокруг них есть семьи, имеющие похожие проблемы, что активное участие родителей в развитии ребенка с ОВЗ ведет к определенному успеху. У родителей формируется интерес к работе дошкольного учреждения с их детьми, повышается компетентность в психолого-педагогических правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ, растет удовлетворенность родителей работой педагогов в целом.
Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Сочетание традиционных и инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ, в социальной сети (VK, мессенджерах. Наличие у детского сада официального сайта и ведение соцсетей предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Сотрудничая с родителями по всем направлениям, создаётся единое образовательное пространство.
На сегодняшний день можно сказать, что в нашем детском саду сложилась определённая система в работе с семьями воспитанников с ОВЗ, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи и реализацию адекватных стратегий воспитания. Использование разнообразных форм работы, сочетание традиционных и инновационных методов дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения. Инициатива пока еще больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают ее и активно участвуют.