Приложение МААМ

Выстраивание партнерского взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей

Татьяна Шанаурова
Выстраивание партнерского взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые педагоги, коллеги.

Теоретическая часть.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательный процесс вряд ли возможно.

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

Публикация «Выстраивание партнерского взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей» размещена в разделах

В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минобрнауки России от 14.11.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

5) сотрудничество Организации с семьей;

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1).Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС ДО III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

ФГОС ДО

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Практическая часть.

1. Ситуации для обсуждения (для всех подгрупп)

Многие из вас, возможно, были в такой ситуации. К вам в группу приходит родитель ребенка 3 лет и говорит: «Мария Васильевна, вы должны научить моего ребенка говорить, правильно держать ложку, пользоваться горшком, отучить от соски, как заказчику образовательных услуг. Что вы ему ответите?

Родитель ребенка 5 лет обращается к воспитателю с требованием научить его читать. Что вы ему ответите?

Ответы участников.

Вывод. Уважаемая Мария Васильевна, если мы с вами будем действовать, как партнеры согласовано и во благо ребенку, то результат не заставит себя ждать или умение читать не является главным показателем уровня развития ребенка и не предусмотрено ОП ДО, можно раскрыть возрастные особенности через разные формы взаимодействия и др.

Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками?

Если совместными усилиями расширять познания детей, родители дома, педагоги в детском саду, то эффективность образовательной деятельности увеличивается - на ребенка оказывается «двойное педагогическое воздействие». И как результат – включенность семьи в деятельность детского сада.

К сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могут участвовать в полноценном взаимодействии.

Условно всех родителей можно разделить на 3 категории: очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками; семьи с неработающими мамами.

Педагоги делятся на 3 подгруппы, им предлагаются таблицы с незаполненным столбцом, где педагоги заполняют основные формы взаимодействия.

Группы родителей : очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим.

Ожидания:

- хороший присмотр и уход за ребенком;

- полноценное развитие;

- оздоровление;

- обучение и воспитание;

- организация интересного досуга.

Основные направления: организовывать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике).

Формы взаимодействия - педагоги заполняют самостоятельно.

Группы родителей : родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками.

Ожидания: не хотят лишать ребенка:

-полноценного общения;

-игр со сверстниками;

-развития и обучения.

Основные направления: не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения,

вовлечь в работу.

Формы взаимодействия - педагоги заполняют самостоятельно.

Группы родителей : семьи с неработающими мамами

Ожидания:

-интересного общения ребенка со сверстниками;

-получения навыков поведения в коллективе;

-соблюдения правильного режима дня;

-обучения и развития.

Основные направления: выделить из группы энергичных мам в родительский комитет, сделать их активными помощниками. На них необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Формы взаимодействия - педагоги заполняют самостоятельно.

Вывод. Изучив запросы и ожидания родителей легче строить взаимоотношения, используя при этом принцип индивидуального подхода к родителям. Главное, чтобы все совместные действия были направлены на развитие ребенка.

Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, назовите активные формы взаимодействия с родителями. После высказываний педагогов, можно предложить посмотреть слайд с активными формами взаимодействия.

. Формы взаимодействия с родителями :

Активные формы:

• Семейная гостиная,

• Видеотренинги,

• Мастер - класс

• Творческая мастерская,

• Круглый стол,

• Участие в детско – родительских проектах,

• Семейные клубы,

• Клуб выходного дня,

• Семинар – практикум,

• Школы,

• Игротека

«Беседа за закрытой дверью»,

Родительское собрание, в котором родители организаторы и участники,

• Обмен информацией через электронную почту и интернет – сайт МБДОУ, в социальных сетях (в одноклассниках, в контакте)

Создание информационного пространства в группе по следующим направлениям:

- информационно – ознакомительные - через информационные стенды происходит ознакомление родителей с детским садом, особенностями его работы, педагогами, занимающимися воспитанием и развитие детей;

- информационно – просветительские – работа по обогащению знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольников.

• Выпуск экспресс - газет

Вывод. Таким образом, можно сказать, что главная цель взаимодействия с родителями - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Традиционные формы взаимодействия (консультации, папки – передвижки и др.) тоже имеют право быть, но их нужно осовременивать. В основном памятки с минимумом текста, яркая картинка, чтобы привлечь внимание родителей.

При проведении встреч с родителями предлагаем использовать такой прием как игра. Играть можно в начале, в середине и в конце встречи.

Сегодня на нашей встрече мы предлагаем разучить психологические игры, которые вы, уважаемые педагоги, можете организовать со своими родителями. Игры направлены на знакомство, установление дружеских контактов. Они способствуют формированию благоприятного психологического климата, атмосферы доверия, сплочению родительского коллектива, активизации какой – либо деятельности в зависимости от темы встречи, а также на саморегуляцию негативных психоэмоциональных состояний.

Игры организует педагог – психолог (каждой подгруппе по одной игре).

Для активизации участников встречи, чтобы вывести родителей на диалог, на общение, на обмен положительным опытом семейного воспитания можно использовать такой прием как «Острое блюдо». Данный прием предложила Н. М. Метенова – педагог – новатор, педагог – практик, автор современных методик по семейному воспитанию.

Родителям раздаются листочки с короткими вопросами по теме собрания, вложенные в перечницы, матрешки, воздушные шары или в любые другие предметы. Все зависит от вашей фантазии и изобретательности. Дается время на обдумывание (1 -3 мин). Отвечают по желанию, если кто – то не хочет отвечать на свой вопрос, то он вправе передать вопрос другому.

Острое блюдо (из проблем детей вашей группы)

Предлагаем вам следующие острые блюда. Подгруппе передается перечница с листочками. Они вытягивают вопрос и отвечают на него.

- Ребенок дерется? Что делать?

- Ребенок отказывается есть кашу. Что делать?

- Трудно расстается с родителями или не хочет идти в детский сад. Что делать?

- Не хочет одеваться. Что делать?

- Ребенок кусается. Что делать?

- Пассивен на физкультурных и музыкальных занятиях. Что делать?

Сделать вывод воспитателем.

Прием «Слово - эстафета».

Родители продолжают начатое предложение по принципу «Закончи предложение». Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой – нибудь предмет.

Использовать символ (флажок, и т. п.)

(«родители» заканчивают предложение)

Примеры слов – эстафет

- Чтобы мой ребенок хорошо говорил, я…

- Чтобы мой ребенок рос умным, я …

- Чтобы мой ребенок рос здоровым, я …

- Чтобы мой ребенок был общительным, я …

- Чтобы мой ребенок был аккуратным и самостоятельным, я …

- Чтобы мой ребенок был самостоятельным, я …

Прием «Презентация»

Это слово всем известно, модно, такая форма востребована. Презентовать можно проект, себя (самопрезентация). Педагогам раздаются задания :

- Презентовать сотрудников группы. Как это можно сделать? Предложите разные формы.

- Презентация созданных условий в группе по поликультурному воспитанию детей. Как это можно сделать? Предложите разные формы.

- Презентация созданных условий в группе по речевому развитию воспитанников. Как это можно сделать? Предложите разные формы.

- Презентация созданных условий в группе по технологии «Песочная терапия». Как это можно сделать? Предложите разные формы.

- Презентация созданных условий в группе по математическому развитию воспитанников. Как это можно сделать? Предложите разные формы.

- Презентация созданных условий в группе по опытно – экспериментальной деятельности. Как это можно сделать? Предложите разные формы.

Группы обсуждают и кто – то один высказывается.

Рефлексия. Каждой группе дан вопрос. Заслушивается ответ. Ее нужно обязательно использовать на встречах с родителями. Вы получите обратную связь. Насколько данное мероприятие значимо и востребовано для родителей.

Сегодня у нас с вами получился насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие вопросы мы еще не рассмотрели. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Отрефлексировать.

- Из сегодняшнего разговора я поняла, что…

- Мне понравилось, потому что …

- Хотелось бы продолжить разговор, потому что …

- Мне не понравилось, потому что…

- В своей профессиональной деятельности я буду использовать …

- Оправдались ли ваши ожидания от участия в семинаре – практикуме …

Спасибо за работу, уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей» Консультация для воспитателей Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Шихалева Н. С. «Проектная деятельность, как метод.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» Консультация для педагогов "Взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей" Здоровье ребенка превыше всего, Богатство.

Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи» Опыт работы «Методы партнерского взаимодействия детского сада и семьи». Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью.

Особенности взаимодействия педагогов, детей и родителей воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образованияОсобенности взаимодействия педагогов, детей и родителей воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Макарова Наталья Николаевна, старший воспитатель МКДОУ №3 г. Любани В этой статье предпринята попытка осветить философско-этические и методические.

Семья и дошкольная образовательная организация. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Кашлач Е. В., воспитатель, Блюмова Т. А., воспитатель, Посаженникова О. А., ст. воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания детей «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую.

Стенгазета как средство взаимодействия педагогов, родителей и детейСтенгазета как средство взаимодействия педагогов, родителей и детей Одной из основных задач педагогов является поиск способов взаимодействия с семьей в решении единых целей воспитания детей дошкольного возраста.

Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере дошкольного образования ориентирует дошкольные образовательные организации на взаимодействие.

Взаимодействие воспитателей и родителей с целью воспитания, образования и развития детей «Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко. Сухую ветвь один огонь исправит.» (Саади.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выстраивание партнерского взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей
Опубликовано: 13 марта 2018 в 07:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выстраивание партнерского взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шанаурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД