Татьяна Блюмова
Семья и дошкольная образовательная организация. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кашлач Е. В., воспитатель, Блюмова Т. А., воспитатель, Посаженникова О. А., ст. воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 1 г. Апатиты
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества. Без этого
он – засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Семья и дошкольная образовательная организация, Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности.
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного - образования объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основные определяющие понятия духовно-нравственного воспитания – это духовность и нравственность.
Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, это значит действовать согласно своей совести.
В последние годы наблюдается кризис нравственности и нарастающая бездуховность общества. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, всеобщей меркантильности, росте социальной напряженности и агрессии. Как следствие, мы имеем искажение представлений детей о добродетельных человеческих качествах, наблюдаем повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста.
Но и в современной семье произошли значительные изменения, как следствие изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону. Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного наследия.
Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказывают о том, что ребенок уже с самого раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение.
Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей. Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения. Кроме того, обеспечит единство педагогических требований, предъявляемых в семье и в детском саду.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
-Способствовать формированию национальных базовых ценностей через духовно-нравственное воспитание личности ребёнка как гражданина России.
-Расширять социальный опыт дошкольников, мотивировать к принятию общепринятых норм и правил жизни через организацию проектной, игровой, театрализованной, продуктивной, совместной видов деятельности.
-Формировать начальные основы сотрудничества в триаде «ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ» в процессе игрового взаимодействия.
-Способствовать развитию нравственных чувств: сопереживания, ответственности, благодарности.
-Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его народу, культуре и святыням.
-Развивать воображение ребёнка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство : семья и дошкольное учреждение.
Формы работы с воспитанниками :
Циклы занятий по окружающему миру:
Чтение художественной литературы и развитие речи, дошкольники приобщаются к русской культуре и ее истории в форме тематических бесед о русском народном творчестве, живописи, музыке, ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.
Просмотр видеофильмов и мультфильмов о добре.
Экскурсии в природу и знакомство с красотой о мира.
Экскурсия к памятнику.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью.
Формирование бережного отношения к труду людей разных профессий.
Оформление фотогазет, конкурс рисунков.
Проектная деятельность.
Формы работы с родителями
Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
Дни открытых дверей.
Проведение совместных игровых мероприятий.
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
Визиты домой.
Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах.
Индивидуальные беседы на тему нравственности.
Обмен родительским опытом «А как у вас? Учимся вместе».
Создание буклетов, памяток, брошюр на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
Привлечение родителей к участию в Интернет-форумах на тему духовно-нравственного воспитания.
Интернет-переписка в режиме онлайн.
Проведение совместных с детьми праздников.
Совместные походы, экскурсии.
Работа с Родительским комитетом.
Главными источниками духовно-нравственного воспитания являются семья и семейные традиции, игра, труд, физическая культура и оздоровление, искусство, художественная литература, коммуникация, знакомство с выдающимися людьми, народные традиции и обычаи, познание социальной и окружающей действительности, патриотическое воспитание.
Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как: занятость родителей; личностные качества ребёнка, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.
Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог найти дело по душе.
С целью более эффективно провести работу по данной теме, разработан план работы с родителями по воспитанию нравственных качеств у дошкольников.
Способы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника включают :
Проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм. Собрания не сводятся к монологу воспитателя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний разнообразная : «Мы - одна семья», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Родительский авторитет и личный пример родителей», «Особенности развития воспитания мальчиков и девочек». и др. Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей : как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе повысить их роль в нравственном воспитании ребенка. С этой целью организуются специальные встречи с отцами детей, размышления на темы: «Роль отца в воспитании сына, дочери» и др.
Представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи»; «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей»
Папки-передвижки «Это надо знать» (выдержки из «Семейного кодекса Российской Федерации», «Закона об образовании в РФ», «Декларация прав ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка»)
Статьи в родительский уголок:
«Формирование нравственных качеств важный аспект подготовки к школе», «Советы родителям по патриотическому воспитанию», «Что, значит, уважать ребёнка», «Азбука нравственности», «Любить всё живое».
Праздники и развлечения: «Яблочный спас», «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «День Победы».
Организация совместных выставок : «Рождественская звезда», «Край мой северный», «Вот она какая – мамочка родная», «Мой папа самый лучший», «Пасхальный сувенир», «Моя дружная семья», и др.
Проведение совместных акций: «Кормушка для пичужки», «Поможем собачьему приюту вместе», «День добрых дел», «Открытка для ветерана» акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение. С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме.
Выпуск газет, посвященных различным знаменательным датам: «День победы», «День матери», «Синичкин день».
Мини музеи: «Русская изба», «Край, в котором я живу», «Моя Родина- Россия» (это маленькие территории русской культуры, которые помогают детям с младшего дошкольного возраста понять, что они — часть великого русского народа).
Участие в проектах: «Дом, в котором я живу», «Я в лучах солнышка» т т. д.
К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов : «Почему нужно делать кормушки для птичек?», «Почему нужно заботиться о домашних животных?» и т. д. Родители вынуждены будут объяснять, и показывать пример, формируя тем самым морально-нравственные качества ребенка.
Даже изготовление массажных ковриков для детей – это еще и повод лишний раз обратить внимание родителей на здоровье детей. А ребенок, в свою очередь, видит заботу о себе и учится заботиться о других. Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятий были включены праздники с народными традициями, цель таких мероприятий - сохранить и возродить культурные традиции предков.
Родители включены в процесс создания мини- музея «Русская изба» Большинство семей ведут «Альбом ребенка» «Моя семья» (знаменательные жизненные достижения ребенка в фотографиях).
Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребенка «Семейное генеалогическое древо».
Мы стараемся демонстрировать полезность и востребованность результата совместного труда родителей и детей. Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставляет радость. Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. А выставка закрепит полученный эффект. Не забываем и о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая работа дошкольного учреждения по духовно-нравственному направлению :
• реализуется при непосредственном участии родителей;
• косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
• учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;
• оставляет общесемейные позитивные воспоминания;
• за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;
• позволяет деликатно, не нарушая личного пространства корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.