Людмила Бирюкова
«Всемирный день защиты морских млекопитающих». Конспект занятия по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в старшей группе
«Всемирный день защиты морских млекопитающих»
Цель: расширение знаний об экологических праздниках у воспитанников.
Задачи:
1. Обучающая:
Закреплять и расширять знания детей об обитателях морей (морская флора и фауна, закономерностях их совместного существования.
Познакомить воспитанников с причинами исчезновения морских млекопитающих ;
2. Развивающая:
Развивать логическое мышление, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
3. Воспитывающая:
Воспитывать бережное отношение природным богатствам.
Воспитывать интерес к жизни китов.
Оборудование: глобус, картинки с морскими обитателями, аквариум, мелкий мусор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент
Ребята, что у меня в руках? (Глобус). Посмотрите на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким? (Разноцветным). А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос? (Потому, что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.) Что обозначает голубая краска? (Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.) А хорошо ли, что есть у нас моря и почему? (Море дарит нам прохладу, у моря отдыхаем, укрепляем здоровье, по морю перевозят грузы, морепродукты и т. д.)
Кого из птиц можно увидеть на море? (Чайки, бакланы, лебеди) Чем они питаются? Каких морских рыб вы знаете? (Камбала, треска, салака и др.) Кто еще живет в море? (Медузы, улитки и др.)
Обитателей морей можно разделить на несколько групп: рыбы, млекопитающие, моллюски, членистоногие.
Во всем мире 19 февраля отмечается Всемирный день защиты морских млекопитающих или День китов. Причем эта экологическая дата считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и разных других живых существ, обитающих в морях и океанах нашей планеты. Этот День был учрежден в 1986 году, когда вступил в силу запрет на китовый промысел, введенный Международной китовой комиссией (МКК). Этот запрет действует и поныне и означает, что во всем мире охота на китов, а также торговля китовым мясом запрещены.
- Ребята, как вы думаете, для чего создали праздник День китов?
(Ответы детей: для привлечения внимания к проблемам исчезновения морских млекопитающих)
Правильно, чтобы привлечь внимания общественности, представителей власти и всего человечества к вопросам защиты этого уникального вида животных и вообще всех морских млекопитающих, которых к настоящему времени на нашей планете сохранилось всего 119 видов. Интенсивное и беспощадное истребление морских млекопитающих и, в частности, китов, продолжающееся уже более 200 лет, пагубным образом сказывается на их численности – многие представители этого отряда оказались на грани исчезновения. А ведь они – самые чуткие индикаторы состояния морских систем планеты и важное звено в цепях питания Мирового океана, они создают стабильность биологического круговорота веществ в экологической системе. Поэтому сокращение численности китов и других морских животных ведет к нарушению биологического равновесия в морских экосистемах. Ведь каждый исчезнувший вид – это невосполнимая потеря – все, что исчезает в животном мире, – исчезает навсегда.
В нашей стране Всемирный день защиты морских млекопитающих стали праздновать совсем недавно – лишь в 2002 году. Россия нуждается в такого рода экологических датах не меньше, чем другие мировые государства, имеющие выход к морю, потому как располагает достаточным количеством теплокровных водных жителей. Это не один десяток тюленей, дельфинов, «морских котиков». Обитают в отечественных морях и главные «виновники торжества» - киты.
Праздник важен, ведь множество морских животных России занесены в Красную Книгу ввиду постоянной опасности полного вымирания.
-Ребята, давайте попытаемся ответить на вопрос «Кто и зачем убивает китов?»
(Ответы детей: охота на китов, использование в медицине и т. д.)
Правильно, человечество в любом, самом прекрасном явлении зачастую видит лишь способ наживы. Очень опасен китовый промысел – это коммерческая охота на китов. Целью китобойного промысла является: китовый ус, китовый жир, который используется для приготовления мазей, косметики и свечей, костную муку. Из печени китов вырабатывают витамин А, из желёз и мозга – гормоны. А также употребляют как мясо.
Несмотря на то, что мораторий на китовый промысел действует и поныне и добыча китов запрещена законами большинства стран, уничтожение этих животных не прекращается. К тому же человек своей деятельностью, к сожалению, не всегда разумной, уже давно негативно влияет на природу, изменяя ее.
Киты, дельфины – млекопитающие животные. Они, как и наземные животные: слоны, медведи, собаки, белки и др. выкармливают своих детенышей молоком. Как и наземные животные дышат воздухом. Скажите, почему же они так похожи на рыб? Формой своего тела, почему у них вместо ног плавники и такой же хвост как у рыб?
После высказывания детей сделать вывод, что внешний вид и строение животных зависит от того, где они живут (связь со средой обитания). Киты и дельфины устроены так, что жить вне моря они не могут. Они приспособлены к жизни в воде.
А сейчас мы немножечко подвигаемся, встаем дружно в кружок и повторяем за мной слова и движения.
Физкультминутка.
Нарисуем мы кита. (Поднимаем вверх руки)
Кит – такая красота. (Разводим руки)
Он большой, (Вращаем руками)
Как небо голубой, (Приподнимаемся на цыпочках)
Очень дорог нам с тобой. (Прижимаем руки к груди)
В Красной книге этот кит – (Наклоняемся в разные стороны)
На страничке он сидит. (Приседаем)
Его надо рисовать, (Перебираем пальцами)
Чтоб и дальше охранять. (Садимся)
А какая вода в море, можно ли ее пить?
А где можно применять морскую воду?
Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках.
Экспериментальная деятельность
На столе стоит аквариум с чистой водой.
-Ребята, представьте, что это наше маленькое море.
Опускаем игрушечный пластмассовый корабль.
- Это танкер, который перевозит нефть или масло. Произошла авария. У него утечка - протекло масло в воду.
Наливаем масло в аквариум.
-Еще один корабль идёт по морю. Это лесовоз. На море шторм, кораблекрушение. Брёвна упали в воду.
Бросаем палочки в аквариум.
-Идёт пароход с туристами. Туристы бросают с палубы в воду бутылки, пакеты от чипсов и сухариков, фантики от конфет.
Бросаем в аквариум фантики и пробки от бутылок.
Наливаем чёрную краску из бутылочки.
Посмотрите, какой стала вода в нашем маленьком море. Смогут ли рыбы и морские растения жить в таком море? (Ответы детей) Погибнет рыба, что произойдёт с чайками? И почему? (Ответы детей). Какая экология получилась у нашего моря? (плохая). Ребята, давайте вспомним, что такое экология? Экология – это наука о сохранении природы.
Послушайте крик кита и подумайте какое у него настроение. Это крик о помощи. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы спасти обитателей моря?
Как мы можем защитить наше море? (Ответы детей.) Устраивать морские заповедники, «морские дворники», корабли-мусорщики, корабли - нефтесборщики, не загрязнять море, хорошо учиться и добросовестно выполнять свою работу, чтобы на кораблях не происходили аварии.
2. Итог занятия
- Ребята, о чем мы говорили на занятии?
- Какой экологический праздник отмечается 19 февраля?
- Что интересного и нового вы узнали на занятии?
- Почему был организован экологический праздник «Всемирный день защиты морских млекопитающих».
А закончить наше мероприятие хочется стихотворением Елены Швецовой «Спасите вымирающих морских млекопитающих».
Спасите вымирающих Морских млекопитающих!
Китов, дельфинов, котиков
Спасите от охотников!
Коров морских повыбили
На свете ради прибыли –
Они ведь не кусаются
И плохо защищаются.
Киты, привычкам верные,
Не нападают первыми.
И, хоть они огромные,
Но в море очень скромные.
Сказать сегодня хочется:
Пусть люди позаботятся
О тех, кто в море плавает,
– Сегодня это главное.
Спасибо, за активную работу, я думаю, что полученные знания вам пригодятся в жизни, и вы будете защитниками вашей уникальной природы.