Светлана Акулова
«Все начинается с детства…» Из опыта работы по ознакомлению детей с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
«Город мой, нет на свете чудесней
Твоих улиц, бульваров, садов.
Ты рожден, как хорошая песня,
У приволжских родных берегов…»
Понятие «родной край» - многогранно, представляется «от близкого к далекому» : родительский дом, детский сад, улица, город, парк… Любой уголок нашей страны неповторим своими достопримечательностями, славен историческим прошлым и настоящим, знаменит своими жителями, их трудом и результатами деятельности.
Публикация «„Все начинается с детства…“ Из опыта работы по ознакомлению детей с родным городом» размещена в разделах
Хотя и не считаю себя коренным жителем своего города, но увлеклась изучением истории этого города. Полученные знания, пытаюсь передать своим воспитанникам.
Чтобы патриотизм у подрастающего поколения был крепким, нужно, чтобы он исходил из любви к своей «малой» Родине, к родному краю, городу. Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, особенно старшим дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма.
Помочь моим воспитанникам глубже познакомиться с родным краем, узнать его историю и культуру является одним из главных компонентов моей работы.
Самыми главными задачами считаю:
1) воспитание в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям и традициям.
2) формирование интереса каждого дошкольника к истории своего народа, края, страны, основы культуры, гуманного отношения ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названии улиц и т. д.)
Любовь к Родине начинается с любви к своей «малой» родине – месту, городу, где человек родился. Именно поэтому, на мой взгляд, очень важное значение имеет ознакомление дошкольников с природным, историческим, культурным своеобразием родного города. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.
Методика ознакомления дошкольников с родным городом весьма разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. игры, наблюдения, прогулки, экскурсии, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города и его людях. Очень важно правильно организовать работу с детьми, суметь показать красоту родного края, расширить сложившиеся у детей представления.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогут такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей. Необходимо, чтобы дошкольники принимали участие в праздновании Дня Города или других праздниках, что в свою очередь, позволит им окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
Так, к примеру, ознакомление детей с родным городом я начала с цикла бесед на тему «Прошлое и настоящее нашего города» с рассматриванием исторических фотоматериалов. У детей появилось множество вопросов, появилась заинтересованность в изучении истории города после посещения Краеведческого музея. Приобретая абонемент на весь учебный год в Краеведческий музей, я, как бы, впускаю ребят соприкоснуться с историей, бытом и культурой народов нашего края, природой Среднего Поволжья. Дети совершают увлекательное путешествие в мир русской истории, видят подлинные предметы разных эпох, знакомятся с предметами крестьянского хозяйства и быта, о которых они часто слышали из сказок, а теперь могли лично увидеть и рассмотреть. Видя живые, восторженные глаза ребят, с удовольствием посещающих музей, то, как они увлеченно делятся впечатлениями об услышанном и увиденном с родителями – понимаешь, что начатая работа доставляет детям большой интерес.
Содержание работы по краеведению может реализовываться в НОД, проводимых в форме игр-путешествий, экскурсий по типу телевизионных игр, викторин «Счастливый случай», «Звездный час», «Поле чудес» и др.
На мой взгляд, основополагающей идеей ознакомления детей с родным им городом заключается в формировании единого комплекса знаний по истории и культуре родного города, а также, в воспитании чувства любви и гордости к своей «малой» родине.
Особое значение в процессе воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет непосредственное знакомство с окружающим миром. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом. Поэтому, очень важно показать ребенку, что родной город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Диапазон объектов культуры, исторических памятников и мест необычайно велик. Очень важно, при демонстрации, объяснять дошкольникам, в честь кого воздвигнут тот или иной памятник или обелиск. Каждый дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, улицы, на которой расположен его родной дом и детский сад, а также в честь кого эти улицы названы. Для этого необходимы систематические экскурсии по городу, где дети смогут более подробно познакомиться с историческими местами, мемориалами, памятниками и т. д.
К примеру, со своей группой ребят, совместно с родителями, мы совершаем множество экскурсий по городу на темы : «Улица, где расположен наш детский сад», «Парки нашего города», «Аллея ветеранов», «Музей воинской Славы», «Памятники нашего города», «Посещение музея ВАЗа». Знакомя детей с родным городом, я не могла не познакомить ребят с памятными местами нашего района, а именно проведение экскурсии на Площади Свободы. Здесь мы побывали в День Победы и могли наблюдать за волнующим шествием ветеранов Великой Отечественной Войны к памятнику павших Героев. Дети тоже возложили цветы к Вечному Огню. Но предварительным этапом этой экскурсии, конечно, были длительные рассказы воспитателя о подвигах героев-земляков.
Помимо работы воспитателя в детском саду, наибольшее значение в развитии патриотизма у ребенка, конечно же, играют его родители! В совокупности с воспитателем, они должны поближе знакомить ребенка с родным городом. Необходимо дать понять ребёнку, что родной город – это маленькая «частичка» одной большой Родины.
«Воспитание любви к Родине - основа воспитания патриотизма, а любовь к Родине начинается с любви к своему городу». История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколений. Чтобы даты перестали быть хронологией, а факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, мы обязаны пробудить у ребят интерес к родному городу и сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.