Получи документы

Возрастные особенности речевого развития детей

Елизавета Костылева
Возрастные особенности речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Публикация «Возрастные особенности речевого развития детей» размещена в разделах

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие (шапка-сяпка, (ножик-нозык) отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др., появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.

В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.

Вас должны насторожить следующие показатели: 1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова. 2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении. 3. Ритмические отклонения: произношение слов по слогам, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание. 4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ», нечеткое произношение звуков. 5. Неправильное построение предложений. 6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов. Профилактика речевых нарушений.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, вы можете:

• поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

• в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

• посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

• загадать загадку и найти отгадку;

• поискать приметы времени года;

• познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

• прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

• поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т. д.

Таким образом, следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Например, здороваясь утром с ребёнком, сказать ласковые слова – дорогой, любимый. добрый, единственный. неповторимый.

Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:

1. Дуть на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой уточек, лодки, кораблики, играть на духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).

2. Дуть на привязанные к натянутой ниточке снежинки, лёгких разноцветных птичек. Сдувать с руки пушинки. Дуть на мыльные пузыри.

3. Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, мыльному пузырю.

«Вьюга» - ребёнок, изображает вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу взрослого: «Вьюга начинается» тихо произносит: у- у - у; по сигналу «Сильная вьюга» громко произносит: у – у – у; по сигналу «Вьюга затихает» произносит тише, по сигналу «Вьюга затихла» - замолкает.

4.«Гудок» - ребёнок поднимает руки через стороны вверх, прикасается ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускает через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук произносит звук (у) сначала громко, а затем постепенно всё тише и тише.

5.«Кто кого» - Взрослый ставит ребёнка лицом к себе. По сигналу одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше другого тянет звук, тот выигрывает.

6.«Усатый кот» - ребёнок – кот, притаившись, подходит произносит вполголоса: «Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход» и отварачивается, а взрослый мышка – тихо проходит мимо него и шепчет: «Тише мыши, кот всё ближе». Если скажет громко, кот догоняет и ловит.

7.«Буря в стакане воды» - Наполняем стакан водой, опускаем коктейльную трубочку, дуем с силой так, чтобы образовались пузыри.

8.«Фокус» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка, а ватка лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. Примерные комплексы профилактических артикуляционных игр-упражнений для детей с 4-х лет : 1.«Улыбочка»«Трубочка» - чередуем.

«Улыбочка» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении звука [О]. Следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повтор чередования 5 - 7 раз.

2.«Блинчик (Лопатка)» - «Иголочка» - «Чашечка» .

«Лопатка» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать

«Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.

«Чашечка» - улыбнуться, высунуть широкий язык и захватить верхнюю губу, придать ему форму чашечки.

Каждую позу удерживать на счет от 1 до 5. Повторять это чередование 3-5 раз.

3.«Качели» - улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу на счет от 1 до 5. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе на счет от 1 до 5. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны и верхние и нижние зубы. Повторять 5 раз.

4.«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «Д-Д-Д». Сначала медленно, чтобы отработать правильность позы и движения, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, чтобы звук [Д] был четким, а не «хлюпающим».

5. «Лопата» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Или «Месим тесто» если «Лопата» еще не получается.

«Часики» (см. выше). «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторять это чередование 5 раз.

6.«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык вглубь рта. Повторять 5–7 раз. Постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

Советы логопеда.

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При чтении с ребёнком следите за непонятными словами, оборотами, встречающимися в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно и тактично поправляйте ребёнка, если он сказал неправильно то или иное слово, если торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

5. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий. 6. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками

7. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

8. Записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Таким образом, не будем забывать, что главное в формировании личности ребенка является теплое общение с значимым для него взрослым. Найдем время поиграть с ребенком, выслушать его, почитать ему и обсудить прочитанное или увиденное. Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : " Возрастные особенности детей 3-4 лет" Воспитатель.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности речевого развития детей
Опубликовано: 20 сентября 2020 в 15:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности речевого развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Костылева (УИ 380120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД