Получи документы

Возрастные особенности общения в школьном классе

Наталья Ситникова
Возрастные особенности общения в школьном классе
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастные особенности общения в школьном классе

Министерство образования Ставропольского края

Государственное Казенное Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом (смешанный) №30

Методическая разработка

«Психология общения»

на тему: «Возрастные особенности общения в школьном классе»

Выполнила:

Ситникова Наталья Владимировн

Георгиевск, 2020 г.

Содержание

Темочки:

Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Возрастные особенности общения в школьном классе»

1.1. Теоретические аспекты изучения явления «Возрастные особенности общения в школьном классе»

1.2. Природа явления «Возрастные особенности общения в школьном классе»

Глава 2. Исследование актуальности «Возрастные особенности общения в школьном классе» в современных условиях

Глава 3. Пути решения проблемы «Возрастные особенности общения в школьном классе»

3.1. Возможности решения проблемы «Возрастные особенности общения в школьном классе»

3.2. Тенденции развития тематики «Возрастные особенности общения в школьном классе».

Заключение

Список использованной литературы

1. Библиография

2. Периодические источники

3. Интернет-источники

Приложения

Глава 1

Представленная работа посвящена теме "Возрастные особенности общения в школьном классе".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Возрастные особенности общения в школьном классе" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Возрастные особенности общения в школьном классе".

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Возрастные особенности общения в школьном классе". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Возрастные особенности общения в школьном классе" определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Возрастные особенности общения в школьном классе" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Возрастные особенности общения в школьном классе" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа "Возрастные особенности общения в школьном классе".

1.1

Теоретическое значение изучения проблемы "Возрастные особенности общения в школьном классе" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий "Возрастные особенности общения в школьном классе".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Возрастные особенности общения в школьном классе" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

1.2

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Возрастные особенности общения в школьном классе".

Сказать об актуальности проблемы "Возрастные особенности общения в школьном классе" в современных условиях.

Изложить возможности решения тематики "Возрастные особенности общения в школьном классе".

Обозначить тенденции развития тематики "Возрастные особенности общения в школьном классе".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы "Возрастные особенности общения в школьном классе". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Возрастные особенности общения в школьном классе".

Глава 2

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Возрастные особенности общения в школьном классе".

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Возрастные особенности общения в школьном классе", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме "Возрастные особенности общения в школьном классе" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Возрастные особенности общения в школьном классе", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 3

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ

При рассмотрении проблемы потребности в общении мы установили, что в числе первых социальных потребностей, развивающихся у человека, выступает потребность в общении. Данная потребность служит ведущим фактором психического развития человека (по Л. С. Выготскому, М. И. Лисиной) на протяжении всей его жизни от младенчества до пожилого возраста.

В связи с разнообразными видами общения исследователи выделяют ряд мотивов, связанных с потребностью в общении. Например, Ю. Б. Гиппенрейтер выделила три основные группы мотивов:

– познавательные мотивы (потребность во впечатлениях);

– деловые мотивы (потребность в активной деятельности);

– личностные мотивы (потребность в признании и поддержке)[1].

Именно эти потребности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, можно проследить у новорожденного и в первые два года жизни, когда ребенок активно овладевает речью. Развитие речи главным образом связано с потребностью в общении в данном возрастном периоде. Так, у ребенка первых двух месяцев жизни проявляется специфическая реакция, особое внимание на человеческую речь – слуховое сосредоточение. Уже на третьем месяце жизни у ребенка фиксируются собственные голосовые реакции на речь взрослого в виде "комплекса оживления". В этом возрасте исследователи наблюдали первые эмпатические реакции у детей, что свидетель

ствует о развитии эмоциональной сферы ребенка вследствие развития его речи[2].

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать интонацию, наступает фаза эмоционального общения ребенка. Эмоциональное общение – это общение с помощью выразительных движений, соответствующих эмоциональному состоянию: поз, мимики, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д. [3] Дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

Примерно на шестом месяце жизни ребенок начинает ориентироваться и на ритмику взрослой речи, пользоваться "псевдословами", которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. Наряду с эмоциональными реакциями в качестве средств общения появляются действия с предметами – возникает предметное общение. Предметное общение – это общение ребенка со взрослыми, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета[3].

Позже, после 6–8 месяцев, у ребенка начинает проявляться новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловое. Ситуативно-деловое общение подразумевает общение ребенка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само совместное действие[3].

Как отмечает М. И. Лисина, у детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет – в сотрудничестве[6]. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется устойчивое стремление к общению со сверстниками : они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. В этом возрасте ребенок может "заражаться" отрицательным эмоциональным состоянием близкого (вместе с ним плакать и огорчаться, жалеть расстроенного, обиженного человека, он способен показывать свое сочувствие и сопереживание. К концу первого года жизни ребенок уже начинает произносить слова, усваивает семантику слова.

В начале второго года жизни активно пополняется словарь ребенка, появляется связная речь (предложения). Общение со взрослыми чаще носит форму обращений. В работе А. А. Реан приводятся результаты исследований С. С. Харина детей 2–3-летнего возраста[7].

Пример 1.16

Процентное распределение обращений детей ко взрослым по их содержанию составляет: доля предметных обращений – 50%, деловых – 30, эмоционального плана – 20%. Таким образом, деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют 80% от общего количества обращений ребенка ко взрослому[8].

Кроме того, в возрасте двух лет у ребенка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу. Говоря об общении ребенка со взрослыми, ученые выделили основные функции:

– осознание своего опыта;

– систематизация и накопление жизненного опыта;

– определение способа решения жизненных задач (поиска выхода из различных ситуаций).

Для детей ясельного возраста взрослый – это партнер но игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл[6].

Со второго года у детей расширяется и общение со сверстниками. Однако выбор партнера для общения у них недостаточно устойчивый. Так, Л. Н. Галигузова установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли[10].

К трем годам жизни у ребенка существенно изменяется потребность в общении – одно из проявлений "кризиса трех лет". Согласно Л. С. Выготскому, в этом возрасте поступки ребенка мотивируются не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками (их круг значительно возрастает) превращается в социальное взаимодействие. При этом ребенок начинает осваивать правила и нормы взаимодействия в группе.

Стоит отметить и выраженные индивидуальные различия коммуникативных способностей ребенка, которые начинают ярко проявляться именно в данном возрастном периоде. При формировании "образа себя" ребенок начинает опираться на представления о своих возможностях и личный опыт взаимодействия и общения с другими людьми.

У 4-летних детей одной из ведущих потребностей становится общение со сверстниками, при этом сохраняется потребность в общении со взрослыми. Для ребенка 3–5 лет взрослый – это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл[11].

В возрасте примерно 4–6 лет у детей наблюдается социально- психологический феномен дружбы. Дружба – глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Среди основных функций дружбы ученые называют: 1) развитие самосознания; 2) формирование чувства причастности; 3) связь с обществом себе подобных[12].

Для детей 5–7 лет взрослый – это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении становится богаче и разнообразнее, при этом меняется значение взрослого как объекта общения.

В дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня (по Е. Ф. Рыбалко)[13]. Так, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка (младший дошкольный возраст, вступающего в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющего товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников по-разному обосновывают свою избирательность в общении со сверстником. При этом присутствует мотивация эмоционального характера: "Потому что нравится с ним играть" и крайне редки функциональные причины: помощь, забота о другом[3].

В качестве специфических особенностей общения дошкольников со сверстниками А. Г. Рузская выявила следующие:

1) большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, специально не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование;

2) чрезвычайные эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми;

3) нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности;

4) преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще[15].

Подводя итог особенностей развития общения в дошкольном возрасте, обозначим разнообразные формы общения, которые проявляются в первые семь лет жизни ребенка[16].

1. Ситуативно-личностная форма (0–6 месяцев)общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Проявляется в "комплексе оживления", т. е. сложной реакции младенца на появление в его ноле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.

2. Ситуативно-деловая форма (6 месяцев – 3 года)общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми. Данная форма общения после 4 лет (4–6-й годы жизни) изменяет свое содержание. Сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый (развивается сюжетно-ролевая игра). Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника, возникает деловое сотрудничество, и появляются конкурентные, соревновательные отношения.

3. Эмоционально-практическая форма общения (2–4-й годы жизни) проявляется, когда ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение, как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера.

4. Неситуативно-познавательная форма (3–4 года)общение разворачивается на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром. Это возраст "почемучек".

5. Внеситуативно-личностная форма (4 года – 6–7 лет)общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира (для познания самого себя, других детей и человеческих отношений).

6. Внеситуативно-деловая форма общения (6–7-й годы жизни) проявляется в частых речевых обращениях к сверстнику, имеет внеситуативный характер (дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других). Такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности, при этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительное место. В общении детей сохраняется конкурентное начало, но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления – желания, предпочтения, настроение.

Содержание потребности в общении в первые семь лет жизни ребенка может быть очень разнообразным. Перейдем к следующему возрастному периоду – младшему школьному возрасту.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : " Возрастные особенности детей 3-4 лет" Воспитатель.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности общения в школьном классе
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 15:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности общения в школьном классе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ситникова (УИ 2341351) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД