Лариса Айбатулова
Возможности импровизации дошкольника в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит от их
возрастных и индивидуальных возможностей. В настоящее время педагогическая деятельность музыкального руководителя требует другие формы работы с
детьми, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
Приобщая детей к разным видам художественно-эстетической деятельности, музыкальному руководителю необходимо создавать возможности для
Публикация «Возможности импровизации дошкольника в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к
импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных
замыслов, вовлекать детей в разные виды музыкальной деятельности, а также
помогать осваивать и учить создавать собственные художественные образы.
В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского
творчества способствует в первую очередь музыкально-ритмические движения.
Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа детского воображения, отмеченная в исследованиях Л. С. Выготского. В музыкаль-
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
но-ритмической деятельности детей, творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, в выборе танцевальных элементов.
Одной из важных задач музыкального руководителя, является активизация
процесса эстетического воспитания через творчество ребенка.
Еще Д. Б. Кабалевским, в семидесятые годы XX века, в программу по музыке
был введен новый элемент – импровизация, как разновидность творческой деятельности. Применительно к дошкольникам писали в своих исследованиях Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Хотькова. Процесс импровизации
должен быть направлен на раскрытие внутреннего потенциала ребенка, воспитание интереса к творчеству, и реализовать потребность детей в самостоятельном творческом опыте. Музыка может активно воздействовать на развитие воображения – того психического процесса, который лежит в основе любого вида
импровизации. Таким образом, применение элементов импровизации возможно
во всех видах музыкальной деятельности. Импровизация привлекает внимание
детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки.
Дошкольники с большим интересом включаются в процесс импровизации.
Такие творческие задания, как «Подбери инструмент», «Рисунки к пьесам», дети с удовольствием выполняют, а детей старшего дошкольного возраста – песенная импровизация. Самостоятельно искать песенные интонации, необходимо обучать, формировать у детей музыкальный вкус, развивать умение чисто
интонировать свои импровизации и их оценивать.
Творчество ребёнка может нести за собой огромный красочный мир, в котором множество героев и много места для сюжета, нужно лишь направить ребёнка в правильное русло. Важнейшим направлением в развитии воображения
дошкольника является обогащение любой игры включением в нее творческих
элементов. Именно в игре можно начинать формировать у детей способность
находить собственные решения, действовать в плане образных представлений.
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
3
Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Самостоятельная музыкально-игровая деятельность – одна из сложных форм
музыкальной деятельности.
В нашем детском саду в этом году создан «Клуб выходного дня», который
организует кружки детей вместе с родителями. В частности, в театральном
кружке, где дети и родители читают по ролям сценарии спектаклей, введены и
апробированы различные виды импровизации для различных игр.
Дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды – это естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами и
представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются самостоятельно выполнить этюд под музыку. Также, можно предложить детям нарисовать соответствующий сюжет и обсудить разнообразные телесные ощущения, чувства.
Цель данной работы – провести анализ видов импровизации для развития
природных способностей ребенка. Одним из эффективных приемов в обучении
навыкам импровизации является игровой прием, использование разных видов
игр: песенные, музыкально-дидактические, танцевальные, речевые игры, игры с
именами. Постоянное применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом