Анна Иванова
Возможности арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольных образовательных организаций. У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или, наоборот, зажаты. Дошкольники с нарушениями речи нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых для преодоления эмоциональных барьеров общения.
Публикация «Возможности арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Перед нами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку, и очень важно использовать гибкие формы психологической работы, а также новые технологии в работе с детьми.
Одной из таких форм является арт-терапия – один из эффективных здоровьесберегающих методов, удивительно подходящий для работы с дошкольниками, способствующий улучшению их психического здоровья. В последнее время арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и дает положительные результаты. Позволяет развивать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками. Арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. В своем творчестве дети не задумываясь рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют.
В процессе арт-терапии удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании, ощущения собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на не эффективные направления. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.
На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Цель таких занятий не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающие у него негативные эмоции, которые зачастую не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать сообственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса имеют лишь прикладное значение. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушениями, мы используем такие арт-терапевтические техники :
• техника «мандала» (магический круг, рисование в круге, включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга, способствует изменению состояния сознания человека и открывает возможность для личностного роста);
• техника «каракули» (способствует раскрытию творческого потенциала участников, активизации воображения, побуждает к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния);
• техника «чернильные пятна»;
• техника направленной визуализации (стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло);
• работа с пластилином, тестом или глиной (для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность);
• работа с песком (дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию);
• рисование на стекле (используется для парных, индивидуальных работ, способствует развитию коммуникативных навыков и высвобождению накопившейся негативной энергии);
• фотоколлаж и аппликация (способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность);
• телесно-ориентированная терапия;
• танцевально-двигательная активность;
• музыкальная терапия;
• сказкотерапия.
Использование техник арт-терапии в коррекционно – развивающей работе с детьми позволяет решить следующие задачи:
• способствует гармонизации эмоционального состояния;
• облегчает процесс коммуникации со сверстниками, взрослыми;
• способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
• позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
• способствует творческому самовыражению, развитию воображению, чувственно-двигательной координации;
• повышает адаптационные способности к повседневной жизни;
• снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
• развивает самооценку, формирует уверенность в себе;
• коррекция различных отклонений и нарушений;
• развивает стремления выражать свои чувства, переживания.
Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкатерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной терапии, песочной терапии и др. наиболее эффектино, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, развиваются коммуникативные умения и эмоциональная сфера.
Арт-терапевтическая работа с дошкольниками включает в себя задания, игры и упражнения:
• упражнение «Цвет моего настроения» каждый ребенок получает лист бумаги формата А2, на котором нарисован силуэт человека какое бывает настроение у человека? Каждый из вас попробует нарисовать силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваше настроение. Готовые силуэты уже есть выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию.
• Упражнение «Рисуем круги»(техника «мандала). Нарисуйте круг желаемого размера и понравившегося цвета. Посмотрите как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами (если ребенку сложно самому заполнить круг можно предложить раскрасить заготовленный).
• Упражнение «Каракули» ребятам предлагается нарисовать на листе несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь передает свои каракули также соседу слева и т. д. по кругу. Затем к каждому возвращается свой рисунок с каракулями, он должен дорисовать из этих каракулей какой-то образ, а потом все по очереди демонстрируют созданные образцы.
• Упражнения-игры песочной терапии:
Очень важно соблюдать правила поведения в песочнице о них может поведать Властелин песочной страны. Это может быть Песочная Фея, Черепашка и т. д.
• 1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
• 2. нельзя бросать песок в других.
• 3. Перед игрой и после нужно помыть руки.
• Психолог: «А теперь прошу поздороваться с песочком разными способами» :
• • ребенок прикасается к песку поочередно пальцами одной руки, затем другой руки, затем всеми пальцами одновременно.
• • дети легко с напряжением сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
• • прикасается к песку всей ладошкой - внутренней, затем внешней ее стороной.
• • перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент - спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка».
• Рисование на сухом песке с помощью коктейльной трубочки (подуть в нее).
• Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом «соскребания»).
• Создание «мандалы» на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и пр.).
• Создание мандалы на песке с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом «посыпания»). Работа осуществляется только с помощью рук.
• Создание «мандалы» на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного разнофактурного песка (методом «посыпания»). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания «мандала» может долго сохраняться.
• Пересыпание песка из разных емкостей.
• Строительство замков из очень мокрого песка (методом «натекания»).
• Упражнение «Песочный дождик»
Ход упражнения.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочных дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит» :
• Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого (на свою ладонь).
• Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
• Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).
Ребята учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.
Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для нее ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
• Упражнение «Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, НЕ капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмысленный, поскольку запрет на проявление негативных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику, и усиливает чувство вины за плохое поведение.
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Песочная фея: «Сегодня мы поговорим о настроении. Каким оно бывает у тебя? Что происходит с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы детей).
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются воспитатели или родители. А после того, как злость прошла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет: каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее.
• Работа с ограниченным числом объектов. В целях сужения проблемного поля клиенту предлагается выбрать из коллекции и поместить в песочницу 12 объектов: четыре строения (здания, заборы, мосты и т. п.); четыре фигурки животных; четыре фигурки людей; четыре любых других объекта, которые играющему захочется добавить в свой мир. Затем следует дать своему миру название и придумать про него историю.
• Прятки. Многие дети в процессе строительства «мира» закапывают фигурки в песок. Предлагаемый вариант игры позволяет это сделать изначально. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается. Затем он просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены. Другой вариант игры – «Обратные прятки». Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка, фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру и рассказать о ней или придумать про нее историю.
• История Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее на подносе с песком. Затем надо придумать историю или сказку, по ходу рассказа постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры – постепенный выбор объектов. Другой вариант – «Обратная история». Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая «мир» в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта.
• Тематически ориентированный «мир» Психолог предлагает ребенку построить «мир», отражающий напрямую его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа».
Примерными темами для подростков могут быть: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни». При использовании этой игры со взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив». Играя с песком, можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы, представляющих какую-либо роль клиента (мужчина, муж, профессионал, сын) либо кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.
Семья на песке. Психолог предлагает членам семьи (маме, папе, ребенку) построить на песке мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5-10 минут «мир» оживает, и психолог предлагает членам семьи пожить в нем. После обсуждения семье предлагается построить идеальную семью, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем «идеальный мир» так же оживает. После игры психолог проводит обсуждение, предлагая выбрать из коллекции те фигурки, которые являются символами идеальной семьи, помощниками или ресурсами для ее создания, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации. Такую игру хорошо снять на видео и затем посмотреть и проанализировать (согласия семьи).
• Медитация. Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах игра проводится с использованием медитативной музыки. Цель – релаксация.
• Упражнение «Круговые танцы». Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы, хороводы.
• Танцедвигательное упражнение. Звучит музыка участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников – ведущий, а остальные ведомые. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные дети следуют за ним стараясь точно воспроизвести его движение. По сигналу взрослого ведущий переходит в конец ряда и становится ведомым и выходит следующий участник (следует помнить, что в таких упражнениях детей тревожных, зажатых не следует выбирать первыми, им нужно наработать опыт и раскрепоститься).
• Упражнение «Музыкальные каракули». Детям предлагается поиграть с любым понравившимся музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу. Обсуждение: что можно сказать о звуках мелодии? Проиграй на музыкальном инструменте, как звучит твоя мама, папа, бабушка… Дети подбираю мелодию (это является диагностичным параметром).
• Упражнение «Оркестр». Все дети закрывают глаза. У каждого в руках понравившийся музыкальный инструмент. Ведущий говорит: «А сейчас мы с вами в течение нескольких минут будем участниками оркестра. Каждый имеет возможность использовать свой инструмент для создания музыкальной композиции. Далее ведется обсуждение как звучит ваш оркестр, когда играет каждый сам по себе?
• Следующее упражнение «Дирижёр». Сначала обсуждается кто такой дирижер, как он организует процесс музыки, взрослый показывает, как управлять оркестром, затем на себя роль дирижера берет ребенок.
Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т. п.
А затем, ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углублениями или рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за плохое поведение, мысли, чувства. Ребенок может комментировать весь процесс изготовления «шара - злодея», которому в результате присваиваются все «злые мысли и действия».
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание» : «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ученик получает специфическое удовольствие от разрушения.
После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ученик может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Игра «до свидания, песочек»!
Психолог от имени феи просит «нежно, а потом сильно попрощаться с песком», то есть разными способами дотронуться до песка.
Использованная литература
1 .Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006
2. Заботливая Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007
3. Заботливая Н. Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль, август / 2006
4. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия / / Дошкольная педагогика № 5 / сентября, октябрь / 2004
5. Горошкова Л. Игры с песком и водой / / Дошкольное воспитание № 6 /89
6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии
7. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / СПб. : Язык: ТЦ Сфера, 2001
8. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М.. : Детство - Пресс, 2002