Елена Лыжина
«Воздух». Занятие по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию «Воздух» в средней груп пе.
Подготовила:
воспитатель
Лыжина Е. В.
Программное содержание:
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Образовательные задачи:
1. Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
Публикация «„Воздух“, Занятие по познавательному развитию в средней группе» размещена в разделах
2. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
3. Закрепить количественный счёт.
Развивающие задачи :
1. Развивать навыки проведения опытов.
2. Расширять и активизировать словарь детей.
3. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные задачи.
1. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
2. Воспитывать дружеские отношения и взаимопомощь между детьми
Предшествующая работа:
Подготовка воспитателя: изучение соответствующей литературы, подготовка необходимых атрибутов для занятия.
Предварительная работа с детьми: беседа на тему «Воздух», мини-опыты «Волны», «Ветерок», рассматривание иллюстраций.
Интеграция образовательных областей.
«Познание» (формирование элементарных математических представлений, «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура».
Словарная работа.
Активизировать в речи слов-прилагательных, обозначающих признаки и качества объекта (прозрачный, бесцветный, невидимый, незаметный) .
Совершенствовать составление и использование в речи развернутых предложений на основе предложенных опытов. (Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо его поймать) .
Совершенствовать диалогическую речь.
Оборудование:
- конверты с заданиями, доска;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
- воздушный шарик;
- миска (желательно стеклянная) ;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- песочные часы, ключик, воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия.
Ребята, посмотрите сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь, подарите им свои улыбки.
Восп. Посмотрите, сидит зайчик и горько плачет. Давайте подойдем поближе, и узнаем, что же с ним случилось.
Восп. Зайчик, что с тобой случилось, почему так горько плачешь?
Зайчик. Как же мне не плакать, напросилась ко мне лиса в дом да меня и выгнала. Задала мне много заданий, пока я с ними не справлюсь, обещала она мне ключи не возвращать. А мне одному с ними не справиться.
Восп. Ребята, может, мы поможем зайчику.
Восп. Ну, покажи зайчик задания.
Восп. Ой, тут их не мало. А давай мы эти задания разместим на доску и будем их выполнять по порядку.
(размещают на доску по порядку 1, 2, 3 и. т. д.)
Восп. Возьмём конверт с цифрой 1, и посмотрим, что в нём.
Восп. Давайте прочитаем, что за задание приготовила лиса. … Да она загадала зайчику загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух) .
Восп. А что же мы знаем ещё о воздухе.
Дети. Воздух прозрачный, бесцветный, незаметный, невидимый.
Восп: Какие вы молодцы!
Восп. Возьмём конверт с цифрой 2, и посмотрим что же в нем? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Восп. Вот какое задание приготовила лиса. Ребята, давайте докажем лисе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель. Для этого я приглашаю вас подойти к столу с цифрой 2
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Восп. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Восп. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я набираю в пакет воздух и закручиваю его. Пакет полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжу пакет и выпущу из него воздух. Теперь попробуем все вместе. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Восп. Значит, какой вывод можем мы делать?
Дети. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Восп. Молодцы, ребята, мы с заданием справились. Теперь идем обратно к следующему заданию.
Восп. Возьмём следующий конверт, с цифрой 3 и посмотрим что в нём.
Что легче воздух или вода? Докажите.
Восп. А как вы думаете, ребята?
Дети. Воздух легче воды.
Воспитатель. Я предлагаю это доказать. Для этого мы подойдем к столу с цифрой 3.
Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте наполним туда воздух. Если воздух легче воды, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Восп. Возьмем миску с водой и отпустим туда нарукавники. Почему они не тонут?
Дети: Потому что он наполнился воздухом, а воздух легче воды, если внутри чего-то воздух, это будет плавать.
Восп. Молодцы, с заданием мы справились. А теперь предлагаю чуть-чуть поиграть.
Физкультминутка.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться к следующему заданию. Возьмём следующий конверт, конверт с цифрой 4 и посмотрим что там?
Докажите, что воздух есть в каждом предмете.
Восп: А сейчас мы это проверим. (Достает почву и опускает в воду.) Что мы видим в воде?
Дети: Из почвы выходят пузыри.
Восп: А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Восп: Молодцы, быстро мы с этим заданием справились. И подойдём к следующему заданию.
Восп. Возьмем следующий конверт с цифрой 5, и посмотрим что там?
А внутри людей есть воздух? Докажите.
Восп: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Восп: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Восп: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, воздух есть внутри нас.
Восп. Мы и с 5 заданием справились, осталось у нас последнее задание.
Возьмем последний конверт с цифрой 6, и посмотрим что в нём.
Могут ли люди жить без воздуха?
Для этого мы проведем следующий опыт.
Ставим песочные часы, а мы ребята зажимаем нос и стараемся не дышать.
Восп: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Восп. Со всеми заданиями мы справились, как много узнали о воздухе. Ребята, а теперь лиса хочет с вами поиграть.
Лиса:
«Лиса и зайчики».
Вот домики у зайчат, здесь живут зайчики, только помните, в домик помещается только два зайца. Зайцы бегают, прыгают, веселятся. Когда я говорю –Лиса проснулась. Вы должны успеть убежать в свои домики. (обручи по цвету) .
Лиса. Ах вы шустрые и ловкие ни одного не поймала.
Восп. Да, у нас дети шустрые, ловкие и умные. Мы с твоими заданиями справились, придется лиса вернуть тебе ключи.
Лиса. Погодите, я сначала хочу проверить, что вы узнали и запомнили о воздухе.
Дети.
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
Лиса. Я лиса хоть хитрая, но слово своё держу. Вот возьми зайчик свои ключики. И ещё я в эти нарядные шарики заперла воздух и хочу подарить всем вам.
Восп: А нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом
05.02. 2014 год