Юлия Чикина
НОД по природному миру в старшей группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
Развивающие:
-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
Публикация «НОД по природному миру в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседы на тему:“Живая и неживая природа”, «Воздух и его необходимость для человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии, рассматривание картин известных художников с изображением природы в ветреную и безветренную погоду; проведение дыхательной гимнастики; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, вода в кувшине, 2 пустые бутылки.
Ход:
Звучит спокойная музыка, воспитатель приглашает детей в группу.
Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Дети: ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Для чего мы улыбаемся друг другу? (ответы детей) правильно, чтобы зарядить друг друга хорошим настроением, порадовать.
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой-то стал грустный, маленький (ответы детей).
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (надо его посильнее надуть).
Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно – воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, когда опыт закончится положить все на место. Вы будете соблюдать эти правила?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в лабораторию, которую сегодня я для вас организовала в нашей группе и будем проводить опыты. (воспитатель надевает белый халат) Дети идут под музыку и рассаживаются за столы.
Воспитатель: Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:
Опыт № 1 «Не дышу»
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе стоят песочные часы, песок в часах пересыпается вниз за одну минуту. Давайте мы с вами закроем рот, зажмем наши носики, перевернем часы и попробуем не дышать в течение одной минуты! (Дети стараются не дышать)
Вот видите – даже не весь песок еще пересыпался в песочных часах, а вы не смогли прожить без воздуха даже одной минуты! Какой вывод мы сделаем?
Вывод: без воздуха человек не может жить.
Слайд «Лес»
Воспитатель: Только чистый воздух полезен для здоровья. Посмотрите, какой красивый лес. В нем чудесно дышится. А знаете почему?
Слайд «Растения»
Потому что в лесу много разных растений. А растения – это настоящая фабрика чистого воздуха! Они, в отличие от нас, умеют перерабатывать углекислый газ и выделять кислород. Поэтому и людям и животным хорошо жить рядом с такими соседями.
А вы бывали в лесу? Вам там понравилось? (ответы детей)
Слайд «Ученые»
Воспитатель: за чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи. Они изучают, как деятельность человека влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух. Что загрязняет воздух? (ответы детей).
Опыт № 2 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).
Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей)
А теперь давайте мы с вами возьмем бумажную полоску встанем в круг и подуем на нее. Что с ней произошло? Почему? (ответы детей) Правильно, мы выдыхаем, он движется и двигает бумажную полоску. Положите полоски на ладошку, можно дуть сильнее или слабее. Вы почувствовали движение воздуха? Может быть кто-то знает как называется такое ощутимое передвижение воздуха в природе? (ответы детей) Такое передвижение воздуха называется «ветер». (включается запись шума ветра)
Вывод: воздух всегда в движении, его можно почувствовать.
Ребята, а что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, освежать, кружить, гнать волны, свистеть, поднимать пыль, завывать и т. д.). Каким бывает ветер? (сильным, слабым, приятным, теплым, холодным и т. д.)
Давайте мы с вами почувствуем ветер.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо, (дети машут руками перед лицом)
Закачалось деревцо. (плавные наклоны туловища с поднятыми руками)
Ветерок все тише, тише, (медленные наклоны)
Деревцо все выше, выше. (выпрямляются)
Ребята, как вы думаете, а можно ли увидеть воздух? (ответы детей)
Опыт № 3 «Видим воздух», при помощи трубочки и ёмкости с водой”
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
- А давайте проверим!
- Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ой, ребята, что это происходит с водой (выходят пузырьки).
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Потому что воздух легче воды.
Опыт № 4 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
На столе лежат два мандарина (один с кожурой, другой без)
Попробуем взвесить мандарины в руках. Как вы думаете какой из них тяжелее? (без кожуры). Отгадайте, какой из мандаринов быстрее утонет? (предположения). Давайте проведем опыт. Опускаем оба мандарина в воду. Как вы думаете почему не тонет мандарин в кожуре (ответы детей)
Несмотря на то что мандарин в кожуре тяжелее, он все равно будет держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» - в кожуре много пузырьков воздуха, которые удерживают мандарин на поверхности воды.
Вывод: воздух легче воды.
Физминутка. “Мыльные пузыри”. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
- А теперь нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 5 “Слышим воздух”
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Опыт № 6 «Узнай по запаху»
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
- Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).
- Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
- Действительно, пахнет апельсином.
- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
- Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .
Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы) .
Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Итак, мы сегодня провели множество опытов с воздухом.
Вам понравилось проводить опыты (ответы детей).
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми опытами и заданиями. Вы были внимательными, активными, старались делать самостоятельные выводы. На этом сегодняшнее исследование закончено, всем спасибо. До свидания, до новых встреч в нашей лаборатории.