Галина Березовая
Конспект занятия «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Материал: банка с водой, стаканы, трубочка (на каждого ребенка, шарики, мыльные пузыри.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на занятии пришли гости.
Выбегает Ириска в руках у нее шарик.
Ириска: Ой-ой-ой!
Воспитатель: Здравствуй Ириска. Что ты так кричишь? Что случилось?
Публикация «Конспект занятия „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Ириска: Я пошла в гости на день рождения к своему другу Клепе. И несла ему в подарок шарики красный, желтый, зеленый, много шариков. Но вдруг подул ветер, и я полетела на шариках. Потом я стала отпускать по одному шарику, и когда у меня остался всего один шарик, я отпустилась в детский сад.
Почему? Почему? Они полетели?
Воспитатель: Ириска успокойся. Здесь нет ничего удивительного. Твои шарики воздушные и поэтому, когда подул ветер, ты полетела на шариках.
Ириска: Так, что Вы хотите сказать, что внутри моих разноцветных шариков воздух, и он может летать? Нет. Вот самолет летает, вертолет летает, птицы летают. Их видно. А воздух? Кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я его никогда не видела, а вы ребята?
Воспитатель: Погоди, Ириска. Я тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Ириска: Я Вам не верю!
Воспитатель: Ребята, помогите мне! Давайте вместе докажем Ириске, что воздух все – таки есть. Но сначала скажите, почему мы не видим воздух?
Дети: Воздух – прозрачный, значит через него все видно.
Воспитатель: А, что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.
Дети: стекла в окне, стекло аквариума, вода в аквариуме, стакан.
Воспитатель: Эти предметы можно потрогать рукой, некоторые взять в руку. Воздух потрогать нельзя. И предлагаю провести несколько опытов, чтобы убедится и доказать Ириске, что воздух есть и его можно увидеть.
Дети подходят к столу, на котором стоит прозрачная миска и пустой стакан.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете этот стакан пустой? (ответы детей). Внимательно посмотрите, есть, ли в нем что-нибудь?
Ириска: Конечно пустой! Каждому ясно, что в нем ничего нет.
Воспитатель: Говорите, ничего нет в стакане? А вот мы сейчас посмотрим и проверим. Я переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в банку с водой. Стакан надо держать прямо. Что происходит? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Ответы детей).
Воспитатель: Вот видите стакан не пустой. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду, воздух занимает место.
Воспитатель вызывает 2-3 детей повторить опыт.
Воспитатель: А сейчас я буду отпускать стакан в миску с водой, но теперь держать буду его не ровно, а чуть наклонив. Что появляется в воде?
Дети: Появились пузырьки.
Воспитатель: Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, и появились воздушные пузырьки.
Воспитатель: Правильно воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. Значит можно сделать вывод, что воздух имеет место. А почему Ириска думала, что стакан пустой?
Дети: Потому что воздух - прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Ну что Ириска, убедилась ли ты в существовании воздуха.
Ириска: Я тоже вспомнила, где можно воздух увидеть. Берем стакан с водой и опускаем в него соломинку (каждому ребенку дается стакан с водой и соломинка). Давайте дуть в соломинку.
Воспитатель: Ребята, что мы видим в воде?
Дети: Воздушные пузыри.
Воспитатель: Как появились эти пузырьки? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Ребята, а я вам еще сейчас кое, что покажу.
Воспитатель надувает мыльные пузыри.
Что это такое?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Что находится внутри мыльных пузырей?
Ириска: Мыло. Они же мыльные, правда, ребята?
Дети: Нет. Внутри мыльных пузырей тоже воздух.
Ириска: Ребята, теперь я поняла, воздух есть везде, вокруг нас.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с воздухом. Представьте, что мы лепим шары из воздуха. Посмотрите, какие мы слепили шарики. А теперь покидаем наши воображаемые шарики. Давайте погладим воздух, обними его.
Ириска: Как интересно! Играть с воздухом.
Воспитатель: Ну, что Ириска доказали мы тебе, что воздух есть везде вокруг нас. Что воздух можно увидеть, он занимает место и с воздухом можно поиграть.
Ириска: Да, да я все поняла.
Воспитатель: Но почему ты грустишь?
Ириска: Мои шарики были надуты воздухом, и они улетели, а это был подарок для моего друга.
Воспитатель: Не переживай Ириска. У меня есть шарики. Ребята, а вы поможете их надуть для Ириски. Тогда давайте пойдем в группу и поможем Ириске.