Остапенко Татьяна Александровна
Конспект НОД «Воздух-невидимка» для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «познавательному развитию»
на тему: «Воздух - невидимка»
для детей среднего возраста.
Составила: воспитатель высшей
квалификационной
категории Остапенко Т. А.
г. Челябинск, 2021 г
Тема: «Воздух- невидимка»
Публикация «Конспект НОД „Воздух-невидимка“ для детей среднего возраста» размещена в разделах
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей, игры.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход НОД:
Играет музыка (мыльные пузыри). Дети играют, ловят пузыри.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Ребята, а что я сейчас делала?
Дети: Пускали мыльные пузыри.
Воспитатель: А что я делала чтобы они летали? А с помощью чего они летают? Что им помогает летать?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, что такое воздух?
Дети: То, с помощью чего мы дышим?
Воспитатель: Давайте попробуем подышать. Сделали вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Вам легко дышать?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь давайте закроем рот и нос ладошкой, и попробуем подышать. Вам легко дышать?
Дети: Тяжело, трудно.
Воспитатель: Ребята, а кому еще нужен воздух?
Дети: животным, растениям, птицам.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру, которая называется: «Дышит- не дышит». Я буду показывать картинку, а вы должны определить нужен ли этому предмету воздух, чтобы дышать. Если нужен, хлопаете в ладошки, а если нет, то молча сидите. Ладошки приготовили. Готовы? (Человек, игрушки, цветы, насекомое, ракета, птицы, божья коровка, животные).
Воспитатель: Молодцы! Какие вы все внимательные. Ребята! а вы знаете кто такие ученые? исследователи?
Дети: Они проводят исследования, ставят различные опыты?
Воспитатель: А где проводят исследования?
Дети: Нет.
Воспитатель: Лаборатория, это место где ученые занимаются исследованиями. А вы бы хотели стать исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо! Я предлагаю сегодня вам стать настоящими исследователями, для того чтобы познакомиться со свойствами воздуха. Согласны? Тогда одевайте шапочки. Все готовы. Проходите в нашу лабораторию. Сегодня мы с вами будем говорить про воздух. Скажите, пожалуйста, а воздух есть вокруг нас?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Есть? А давайте тогда попробуем его поймать. Раз, два, три. Хлопаем в ладошки ловим, ловим, ловим. Кому-нибудь удалось поймать воздух покажите мне. ничего там нет.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А как же на его поймать. А помогут нам пакетики. Посмотрите, я беру пакет, поиграю с ним немножко и поймаю воздух. Вот он у меня в пакете. Попробуйте и вы. Раз, два три. Воздух задержи, и покажите мне, кто задержал воздух.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой воздух в пакете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Прозрачный? Давайте проверим, действительно ли он прозрачный. Посмотрим через пакетики (Ой сколько здесь ребятишек, сколько здесь помощников). Вы видите друг друга?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Значит воздух какой?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте все вместе скажем Воздух прозрачный.
Воспитатель: Посмотрите на меня. Сегодня нам проводить исследования помогут карточки- помощницы. Они будут задавать вопросы, а мы находить ответы. Как вы думаете. Какой вопрос задает нам эта карточка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Верно эта карточка задает нам вопрос какой воздух по цвету. Можем мы на него ответить? Давайте посмотри на пакетик. Воздух –бесцветный. Говорим дружно - воздух бесцветный. У него нет цвета, а мы его видим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Значит он еще какой? невидимый. Нашу карточку помощницу мы прикрепим к доске, чтобы мы знали, какое исследование мы проводили.
Воспитатель: Ребята посмотрите на вторую карточку помощницу. Как вы думаете, какой вопрос она нам задает?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вместе: Какой воздух по запаху? Вы, знаете? Я не знаю. Давайте проведем эксперимент. Я предлагаю открыть пакетик и глубоко подышать. Почувствовали какой-нибудь запах? Я тоже ничего не почувствовала. Значит какой воздух без запаха. Давайте дружно скажем. Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: А сейчас ребята есть одно предложение. Положите пакетики. Я предлагаю сесть в круг на коврик. Проходите.
Воспитатель: сейчас мы с вами проведем еще один эксперимент. Вы сказали, что воздух без запаха. Но у нас еще один эксперимент, я предлагаю закрыть глазки, и глубоко, глубоко подышать. Открывайте глазки. Вы что-нибудь заметили почувствовали? А что?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Запах апельсина. Ребята, а вы почему запах апельсина почувствовали. Да действительно здесь у нас запахло апельсином почему же? Ребята я хочу вам сказать, что у воздуха есть такое свойство. Он передает запахи других предметов. Сам воздух мы сказали без запаха, но он может передавать другие запахи. Сегодня он нам передал запах апельсина- апельсиновый запах.
Воспитатель: Значит дружно скажем воздух не имеет запаха, но может передавать другие запахи.
Физминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Воспитатель: Я предлагаю вернуться в нашу лабораторию.
Воспитатель: Ребята у нас осталась еще одна карточка. Как вы думаете, какой вопрос она нам задает?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы будем проверять. Я делаю глубокий вдох и подую на стаканчик. Что произошло со стаканчиком?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Теперь подвиньте стаканчики поближе к себе и попробуйте поиграть со стаканчиками (Сереж у тебя двигается стаканчик). А почему стаканчики с нами играли в догонялки?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Потому что мы на них дули. а почему мы на них дули, и они двигались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: (Ой какой молодец давайте похлопаем.) А откуда воздух появлялся? Изнутри? Итак, Ребята, внимание? Теперь на нужно ответить на вопрос который задала нам карточка. И поэтому ребята отодвигайте стаканчики на середину стола аккуратно и глазками посмотрите. Раз два три глядим. Ребятки, воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня столько интересного узнали о воздухе. Он такой удивительный. Ребята, оказывается, что с помощью воздуха еще можно рисовать. Хотите попробовать?
Я сейчас вам покажу. У вас на столах лежат альбомные листы, цветная вода и трубочки. Возьмем с помощью пипетки большую каплю цветной воды, можно несколько капель, поместим ее на альбомный лист и начинаем дуть, с помощью трубочки. Попробуйте.
Молодцы! Какие красивые рисунки у нас получились.
Воспитатель: Теперь я предлагаю выйти и встать к нашим карточкам. Вы настоящие исследователи. Мы провели эксперименты и нашли ответы на вопросы которые нам задавали наши карточки помощницы. Итак, что же мы сегодня узнали, Настя, пожалуйста. Расскажи нам.
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Похлопали. Все согласны. Настя нам рассказала. Давайте еще раз вспомним:
Воздух бесцветный; Воздух без запаха; Воздух есть внутри нас. Вы молодцы вы настоящие исследователи.
Воспитатель: Понравилось вам наше занятие. А что понравилось.
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Вам ребятки за ваше старание за ваш труд. Сюрприз. Что я приготовила шарики. А скажите, что внутри шариков.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Воздушные шарики сегодня играют с нами.