Мартыненко Юлия
Познавательно-игровой краткосрочный проект «Вот какие крошки… Это же матрешки!»
Познавательно-игровой краткосрочный проект
для детей среднего дошкольного возраста
Автор: воспитатель
высшей категории
Мартыненко Юлия Викторовна.
2021 год
Актуальность проекта
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(Вадим Шефнер,1970)
Публикация «Познавательно-игровой краткосрочный проект „Вот какие крошки… Это же матрешки!“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.
Одной из таких игрушек по праву можно считать «МАТРЁШКУ».
Кукла «Матрешка» – самая древняя и популярная детская игрушка. Первые куклы «Матрешки» были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы «Матрешки» были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной народной куклы «Матрешка» состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».
Не стоит забывать, что «Матрешка» – это детская развивающая игрушка. «Матрешка» удивляет собой – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра: ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, по размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику, развивает моторику рук. Эта замечательная игрушка имеет заслуженное признание у воспитателей.
В настоящее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили, с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес у детей и их родителей через национальную игрушку – «Матрешку».
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна
из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая
известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление
матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда
главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше – больше, выше –
ниже. Проект «Вот какие крошки. …Это же матрешки!» поможет познакомить детей с русской игрушкой через игры и познавательные занятия.
Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток
знаний о русской народной игрушке - матрёшке.
Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и
откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно
играть с матрешками?
Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации:
рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть
картинки и фотографии с матрешками и т. д.
Цель проекта : Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках.
Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской
национальной игрушки матрёшки.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
2. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;
3. Познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить детей использовать их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество).
4. Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
6. развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное.
Тип проекта :
Краткосрочный : 1 неделя
Групповой
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Число участников проекта : дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – родители (законные представители) воспитанников среднего дошкольного возраста, педагоги ДОУ;
Сроки проведения:
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)
Тематическое поле: Формирование первичных ценностных представлений
Продукт проекта :
Альбом «Матрешки» / лэпбук «Матрешки»
Формы и методы работы с дошкольниками:
1. Непосредственно-образовательная деятельность;
2. Художественное творчество;
3. Чтение художественной литературы; чтение и обсуждение художественных произведений и иллюстраций; беседы, ситуативные разговоры с детьми;
4. рассматривание иллюстраций с изображением матрешек;
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Ожидаемый результат
1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
2. Разучивание простейших элементов росписи.
3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.
4. Научить различать особенности разных матрешек.
5. Расширение и активизация словарного запаса слов.
Этапы реализации проекта «Вот какие крошки. …Это же матрешки!»
I этап - подготовительный
Определение цели и задач проекта; Разработка плана реализации проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
1. Осуществляется подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление картотеки.
2. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках.
3. Подбор дидактических и подвижных игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки и ложки», «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», и т. д. 4. Подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве: Загорской,
Семёновской, Полхов-Майданской матрёшках, авторских матрёшках;
5. Изучение литературы, посвященной теме русской матрешки.
6. Подборка различных заданий для оформления альбома «Матрешки»
II этап – основной
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательное развитие
«Русская народная игрушка - матрёшка» Цель: познакомить детей с историей матрёшки, её внешним обликом, особенностями росписи
Беседа с детьми «История русской матрешки»
«Из чего сделана Матрешка» Экспериментирование - познавательная деятельность
ФЭМП «Матрешка в гостях у ребят»
Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки»
Презентация «Русская матрешка»
Загадки о матрёшках
Рассматривание альбома «Матрёшки»
Художественно - эстетическое развитие.
Рисование - «Такая разная матрешка»
Лепка «Хоровод матрешек»
Аппликация - «Русская матрешка»
Музыкальное занятие «Матрешки»
Кукольный театр «Матрешка и Капризка»
Речевое развитие.
Конспект НОД «В гостях у матрешки»
Стихи и частушки о матрёшках, загадки
Социально - коммуникативное развитие
Картотека дидактических игр: «Составь матрёшку», «Найди матрёшку в группе» (работа со схемой, «Чья матрёшка громче поёт», «Посчитай матрёшек», "Волшебный сундучок"
Театрализованные игры: «Дружная семья матрёшек», Инсценировка «Матрёшки» на песню «Русская матрёшка», Кукольный театр «Веселые матрёшки»
Физическое развитие
Русские народные игры: «Колечко», «Лапти», «Карусель»
Физкультурное развлечение «В гостях у матрешки»
Физкультминутки «Матрешки»
Работа с родителями (законными представителями)
Консультация «Матрешка – детская развивающая игрушка»
Буклет «Русская матрешка»
Консультация «Как правильно играть с матрешкой»
Консультация «О пользе матрешки»
III этап – заключительный (результат).
Итоговое мероприятие: Физкультурное развлечение «В гостях у матрешки»
Вывод:
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети средней группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.