Людмила Мельниченко
Восприятие иллюстраций детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возрастной период – это важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребё нка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все виды активной деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес. Остановимся на восприятии иллюстраций. Наша цель – научить ребёнка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл.
Публикация «Восприятие иллюстраций детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
При обучении восприятию иллюстраций надо помнить, что иллюстрация – это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то скрытые стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были видны. Поэтому восприятие иллюстраций важный этап в обучении ребёнка, в расширении его знаний об окружающем мире. Обучение восприятию иллюстраций подготавливает ребёнка к восприятию живописи, которая передаёт идеи, сложные переживания человека, его внутренний мир.
При восприятии иллюстраций дети осваивают новые понятия об окружающем мире, у них формируются представления о нравственных и эстетических эталонах прекрасного, безобразного, трагического и комического, а также о способах их художественного изображения, о правилах и приёмах их анализа.
Для восприятия иллюстраций целесообразно формировать следующие действия:
• анализ логических отношений (расположение героев в пространстве и времени, их пропорциональные отношения, контрастные характеристики, действия);
• описание основных и второстепенных объектов, характера их основных свойств, действий, деталей, их взаимодействий для передачи особенностей;
• описание фона, дополнительных деталей и их роли в передаче сюжета;
• выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, их действия, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позы, одежду, предметы, обстановку, усиленные цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями;
При обучению восприятию иллюстраций следует учитывать возрастные особенности детей. Дети 2-3 лет воспринимают иллюстрации отдельных простых предметов крупного размера, ярких цветов, простых форм, состоящих из двух-трёх деталей. Дети 3-4 лет воспринимают простые сюжетные иллюстрации к знакомым стихам, сказкам, простые отношения, внешние характерные особенности героев, контрастные цвета, простые формы, пространственное расположение деталей. Дети 4-5 лет воспринимают главные и второстепенные элементы, их характеристики, могут назвать 2-3 формы, соотношение величин и форм, разнообразие цвета, основные действия и содержание, черно-белые графические изображения. Дети 5-6 лет воспринимают сложные объекты, разнообразные детали и признаки, пропорции, особенности формы, движений пространственного расположения. Дети 6-7 лет могут воспринимать средства выразительности, с помощью которых передаётся в иллюстрации характер героев и смысл их отношений, чувства и настроения.
Работа с иллюстрациями включает в себя следующие этапы:
• рассматривание иллюстраций под руководством взрослого;
• беседа, которая раскрывает целостную характеристику иллюстрации;
• активные игры, которые усиливают восприятие отдельных сторон;
• повторная беседа по углубленному восприятию; творческая деятельность;
• самостоятельный анализ похожих иллюстраций.
Примерные упражнения на развитие
восприятия иллюстраций.
1. Рассматривание картинки (с 2-х лет)
- Показать картинку и дать время рассмотреть её. Как только интерес начал затухать, начинайте управлять восприятием.
- Укажите на главных героев, обведите их контуры, назовите их.
- Укажите на основные части, затем дополнительные, сопровождайте свою речь эпитетами и эмоциональными возгласами, которые показывают ваше отношение к изображению.
- Для более старших детей укажите на фон и вспомогательные предметы, которые усиливают характеристику героев или сюжета иллюстрации.
2. Беседа по картинке (3-4 года)
Иллюстрация к сказке «Три поросёнка»
- Кого ты видишь на картинке?
-А ещё кого?
-Что делает волк?
-Что делают поросята?
- Где волк? Где поросята?
- Какой волк? А ещё какой?
-Какие поросята? А ещё какие?
- Что у волка на спине?
- Зачем он так сделал?
- Какой волк?
-Почему испугались поросята?
- Почему они боятся волка?
- Чей это домик?
- Из чего он сделан?
- Что на крыше домика?
3. Сюжетная игра (4-5 лет)
«Давай поиграем в эту картинку. Ты будешь поросёнок Нуф-Нуф, а я волк».
Проиграйте сюжет, изображённый на картинке. Можно проиграть ситуацию с помощью игрушек. Можно поменяться ролями. Дети любят повторять знакомые сюжеты. Это помогает им эмоционально воспринимать ситуацию.
4. Угадай, какая сказка? Расскажи. (5-7 лет)
5. Творческие работы (5-7 лет)
Рисование красками или карандашами. Лепка. Рисунки могут быть разной сложности: отдельные герои, домики поросят или целые сюжеты из сказки.
Литература:
Т. В. Башаева Развитие восприятия у детей Ярославль «Академия развития» 1997
(популярное пособие для родителей и воспитателей)