Антонина Пушминцева
«Воспитательный потенциал учебного занятия по ИЗО и ДПИ в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Пушминцева А. А. ,
педагог дополнительного образования,
БОУ ДО г. Омска "ДДТ ОАО", ЦРР "Сказка"
Функция воспитания ребёнка- дошкольника на современном этапе развития общества– это введение ребенка в контекст современной культуры. Воспитательные задачи ФГОС дошкольного образования в деятельности УДО могут решаться как через событийный контекст (воспитательные мероприятия, проекты, календарные праздники, конкурсы, экскурсии, так и через встраивание в общеобразовательную программу воспитательных задач как важных, основных. Как показывает опыт, занятие, ориентированное только на знание и деятельность, для детей дошкольного возраста не имеет эмоциональной окрашенности, становится нейтральным в воспитательном смысле. Задача педагога, на мой взгляд, состоит в том, чтобы именно содержание занятия формировало у детей правильные ориентиры и воспринималось детьми как определё нная ценность: социальная, нравственная, эстетическая, общекультурная и др.
Публикация «„Воспитательный потенциал учебного занятия по ИЗО и ДПИ в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Чтобы решить данную задачу, необходимо усилить воспитательный потенциал занятия. Исходя из многолетней практики, мы пришли к выводу, что воспитательный потенциал занятия по изодеятельности можно усилить, используя следующие ресурсы (возможности) :
1. Воспитательные возможности организации занятия (возможности для воспитания вне зависимости от предметной ориентированности занятия, например, через организацию групповой или парной работы, иные формы).
2. Воспитательные возможности содержания занятия (определяемые самой темой занятия по прикладному творчеству или изобразительной деятельности).
№ Ресурсы Формы включения детей
1 Воспитательные возможности организации занятия
• групповое занятие
• метод групповой рефлексии
• парная работа.
2 Воспитательные возможности содержания занятия (через освоение программного материала)
Происходит интеграция предметных и метапредметных знаний в систему знаний об обществе. Встраивание в ОП (НОД) тщательно отобранного материала не только дополняет учебные задачи воспитательными.
Занятия тематического блока «Символы России» реализуются в темах:
• «Матрёшка – символ России» (оригами, рисование, аппликация);
• «Люблю берёзку русскую.» (рисование, квиллинг, нетрадиционные техники рисования, аппликация);
• «Народные ремёсла» (аппликация, лепка, рисование);
• "Русская изба" (рисование, бумагопластика, лепка, аппликация);
• "Кокошник и сарафан для русской красавицы" (рисование, аппликация, квиллинг);
• "Русский богатырь"(рисование, аппликация).
Необходимо учитывать, что ребёнку хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали, увидели, приняли. Для этой цели мы используем «Творческий экран", где организуются групповые выставки детских работ. Каждый ребёнок видит себя частью общего дела, он может оценить свою работу.
Значение занятий ИЗО деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, целенаправленно выполнять задание, преодолевать возможные трудности. Освоение навыков рисования, лепки, вырезания, приклеивания связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство и выдержка, аккуратность. Воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата.
Календарные события также отражаются в системе воспитательной работы с детьми разного возраста: мы опираемся на желание ребёнка сделать красивую открытку папе к празднику 23 февраля, бабушке и маме к 8 марта, красивую ёлочную игрушку на Новый год и др. стимулируется самостоятельность и формируется личностное отношение к Общероссийским традициям.
Изобразительное творчество- это средство эстетического воспитания, выражения эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, умение видеть прекрасное в обычном, умение видеть красоту природы (чувство цвета, пропорции, формы) ,умение отразить красоту увиденного в творчестве.
Для этого мы уделяем большое внимание знакомству с произведениями русской живописи.
В предметно- развивающей среде учебного кабинета оформлен стеллаж «Народные промыслы». В ходе выполнения творческих работ, ребята знакомятся с прикладным применением некоторых предметов быта наших предков (резьба, береста и т. д.). Проводятся беседы по данной теме в контексте занятия, что способствует формированию гражданской идентичности.
Формирование способности к художественно-образной характеристике изображаемого, предусматривает развитие художественного восприятия. Рассматривая картины, архитектурные объекты, образцы изделий народных промыслов, ребёнок учится понимать значения художественных средств, учится ценить искусство и красоту окружающего мира.