Лихотинская Марина Владимировна
Воспитание патриотизма в начальной школе на уроках внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как именно детство и юность самая лучшая пора для привития любви к своей Родины. На сегодняшний день патриотическое образование в начальной школе представляет собой сложный педагогический процесс, за основу которого можно взять развитие у учащихся нравственных чувств любви к своей родине, гордость за то, что они родились в великой стране, чувства благодарности своему народу за его свершения, чувства уважения к историческому и культурному наследию России.
Публикация «Воспитание патриотизма в начальной школе на уроках внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Президентом России В. В. Путиным в 2020 году было предложено расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование чувства патриотизма и гражданственности, были внесены соответствующие изменения в Конституцию РФ [1], в ФЗ «Об образовании», ряд других нормативно-правовых актов.
Внесенные изменения заключаются в том, что закон закрепляет положение детей, признавая их важнейшим приоритетом государственной политики России, а государство создает условия, способствующие воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, а под воспитанием обучающихся понимается деятельность, направленная на формирование у них чувства патриотизма [3].
Воспитание патриотической личности – очень важная задача педагогики. Проблема патриотического воспитания очень актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Нашему народу всегда были свойственны любовь к родной земле, и вера в отчизну. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.
Патриотическому воспитанию в начальной школе необходимо уделять серьезное внимание, развивать у детей гражданскую ответственность, духовность, повышать их социальную активность, формировать нравственные качества. Завлекать и приобщать к культурному наследию страны, народным традициям, обычаям, развивать у них лучшие патриотические качества.
В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по патриотическому воспитанию обучающихся, всем этим мы занимаемся не только в учебном процессе, но и во время внеурочной деятельности стараясь воспитать наших детей достойными гражданами России. На протяжении всего учебного процесса проводятся различные мероприятия, смысл которых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, нравственных ценностей, обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, тем самым, самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.
Так, путём знакомства с опытом работы коллег, своих разработок, у меня постепенно сформировалась собственная система патриотического воспитания младшего школьника.
Работу по патриотическому воспитанию учащихся я провожу в три этапа:
I этап. Изучение истории своей семьи, её родословной, семейных традиций (1 класс).
II этап. Изучение истории своего города, края, их настоящего и будущего (2-3 классы).
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества (4 класс).
Процесс патриотическое воспитание проходит по следующим направлениям:
1. Культурно- патриотическое.
2. Гражданско-патриотическое.
3. Спортивно-патриотическое.
4. Героико-патриотическое.
Культурно-патриотическое воспитание заключается в приобщении учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививая любовь и интерес к языку и культуре родной страны, города, региона.
Сюда входят следующие мероприятия:
- краеведческая работа;
- экскурсии по памятным местам родного края;
- посещение спектаклей;
- тематические мероприятия, поведение русских народных праздников Масленица, Новый год, «Осенняя ярмарка»;
- участие в конкурсах, рисунков, чтецов, художественно-прикладного искусства;
- проведение классных часов, «День матери», «Герои нашей страны»,
«День родного языка», «85 лет Краснодарскому краю».
Гражданско-патриотическое заключается в приобщении уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к природе государства, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан.
-конкурсы рисунков «Золотая осень», «8 Марта – праздник бабушек и мам», «Безопасная Кубань»,
-участие в акциях «С новосельем, птицы!», «Чистый двор», «Сад памяти», «Бессмертный полк», «Бескозырка», «Блокадный хлеб», "Георгиевская ленточка", «Читаем детям о войне»
- проведение классных часов «Известные люди нашего города», «Профессии наших родителей», «Космос - это мы», Дедушкины медали. История Великой Отечественной войны в моей семье. «Все ребята знать должны основной закон страны».
- проведение киноуроков.
Спортивно-патриотическое направление включает в себя участие во всех спортивных мероприятиях.
- Соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»
- конкурс пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе»
- Игра-путешествие «Что возьмем с собой в поход»
- Игра – соревнование «Тропа к генералу»
Героико-патриотическое - это воспитание любви к своей родине, уважение на основе героического прошлого нашего народа.
-библиотечные часы:135 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964, День российской науки,
- Классные часы:100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День присвоения городу Новороссийску почетного звания «Город-герой»;
- Оформление "Парты Героя";
- Выставка поделок ко Дню защитника Отечества;
- Мероприятие «День на службе Отечеству!».
Каждая учебная неделя начинается с торжественной линейки и поднятия государственного флага, исполнения учащимися гимна. Затем проведения внеурочной деятельности кружка «Разговоры о важном». Проведения этого урока позволяет ближе и раскованней пообщаться с детьми, внедрение в учебный процесс таких внеклассных мероприятий способствуют:
углублению знаний учащихся о Родине;
углублению знаний об истории не только великой необъятной страны, но и о нашей малой родины;
углублению знаний о традициях, культуре народов России;
уважительному отношению к своему дому, семье, традициям русского народа, народным промыслам;
пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Именно проведение таких мероприятий отличается высокой содержательностью и красочностью, что вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Не стоит забывать, что нравственное воспитание играет немаловажную роль в работе по формированию патриотизма среди учащихся. Первостепенной задачей является сплочение детского коллектива, формирование понимания значимости дружбы для каждого ребенка, привлечение родителей в совместную деятельность. Ведь любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у каждого ребенка непередаваемые эмоции, заставляет сопереживать, бережно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном вопросе просто необходимо, так как способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Моей основной задачей в данном направлении является правильная организация всего процесса, ведь невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первым шагом к познанию Родины является изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, ответственности, уважению, гордости за свою страну. Я считаю, что к патриотическому воспитанию школьников надо подходить очень серьезно. Работа должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Мы учителя на своём примере должны показывать, что нам не безразлично, какими станут наши воспитанники. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы, который сыграет немаловажную роль в становлении и сплочении детского коллектива, увеличив показатель качества получаемых детьми знаний в развитии интереса к учебной деятельности патриотического воспитания.
Литература:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации https:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Российская газета. — 2012. — № 303. Федеральный закон от 31.072020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — № 174. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Официальный интернет-портал правовой информации https:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023. 5. Шиканова А.
Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL : https://moluch.ru/archive/465/102227/ ( дата обращения: 27.11.2023).
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/11/27/patrioticheskoe-vospitanie-v-nachalnoy-shkole