Папки-передвижки

Воспитание патриотизма в начальной школе на уроках внеурочной деятельности

Лихотинская Марина Владимировна
Воспитание патриотизма в начальной школе на уроках внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как именно детство и юность самая лучшая пора для привития любви к своей Родины. На сегодняшний день патриотическое образование в начальной школе представляет собой сложный педагогический процесс, за основу которого можно взять развитие у учащихся нравственных чувств любви к своей родине, гордость за то, что они родились в великой стране, чувства благодарности своему народу за его свершения, чувства уважения к историческому и культурному наследию России.

Публикация «Воспитание патриотизма в начальной школе на уроках внеурочной деятельности» размещена в разделах

Президентом России В. В. Путиным в 2020 году было предложено расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование чувства патриотизма и гражданственности, были внесены соответствующие изменения в Конституцию РФ [1], в ФЗ «Об образовании», ряд других нормативно-правовых актов.

Внесенные изменения заключаются в том, что закон закрепляет положение детей, признавая их важнейшим приоритетом государственной политики России, а государство создает условия, способствующие воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, а под воспитанием обучающихся понимается деятельность, направленная на формирование у них чувства патриотизма [3].

Воспитание патриотической личности – очень важная задача педагогики. Проблема патриотического воспитания очень актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Нашему народу всегда были свойственны любовь к родной земле, и вера в отчизну. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.

Патриотическому воспитанию в начальной школе необходимо уделять серьезное внимание, развивать у детей гражданскую ответственность, духовность, повышать их социальную активность, формировать нравственные качества. Завлекать и приобщать к культурному наследию страны, народным традициям, обычаям, развивать у них лучшие патриотические качества.

В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по патриотическому воспитанию обучающихся, всем этим мы занимаемся не только в учебном процессе, но и во время внеурочной деятельности стараясь воспитать наших детей достойными гражданами России. На протяжении всего учебного процесса проводятся различные мероприятия, смысл которых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, нравственных ценностей, обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них, тем самым, самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.

Так, путём знакомства с опытом работы коллег, своих разработок, у меня постепенно сформировалась собственная система патриотического воспитания младшего школьника.

Работу по патриотическому воспитанию учащихся я провожу в три этапа:

I этап. Изучение истории своей семьи, её родословной, семейных традиций (1 класс).

II этап. Изучение истории своего города, края, их настоящего и будущего (2-3 классы).

III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества (4 класс).

Процесс патриотическое воспитание проходит по следующим направлениям:

1. Культурно- патриотическое.

2. Гражданско-патриотическое.

3. Спортивно-патриотическое.

4. Героико-патриотическое.

Культурно-патриотическое воспитание заключается в приобщении учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививая любовь и интерес к языку и культуре родной страны, города, региона.

Сюда входят следующие мероприятия:

- краеведческая работа;

- экскурсии по памятным местам родного края;

- посещение спектаклей;

- тематические мероприятия, поведение русских народных праздников Масленица, Новый год, «Осенняя ярмарка»;

- участие в конкурсах, рисунков, чтецов, художественно-прикладного искусства;

- проведение классных часов, «День матери», «Герои нашей страны»,

«День родного языка», «85 лет Краснодарскому краю».

Гражданско-патриотическое заключается в приобщении уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к природе государства, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан.

-конкурсы рисунков «Золотая осень», «8 Марта – праздник бабушек и мам», «Безопасная Кубань»,

-участие в акциях «С новосельем, птицы!», «Чистый двор», «Сад памяти», «Бессмертный полк», «Бескозырка», «Блокадный хлеб», "Георгиевская ленточка", «Читаем детям о войне»

- проведение классных часов «Известные люди нашего города», «Профессии наших родителей», «Космос - это мы», Дедушкины медали. История Великой Отечественной войны в моей семье. «Все ребята знать должны основной закон страны».

- проведение киноуроков.

Спортивно-патриотическое направление включает в себя участие во всех спортивных мероприятиях.

- Соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья»

- конкурс пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе»

- Игра-путешествие «Что возьмем с собой в поход»

- Игра – соревнование «Тропа к генералу»

Героико-патриотическое - это воспитание любви к своей родине, уважение на основе героического прошлого нашего народа.

-библиотечные часы:135 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964, День российской науки,

- Классные часы:100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День присвоения городу Новороссийску почетного звания «Город-герой»;

- Оформление "Парты Героя";

- Выставка поделок ко Дню защитника Отечества;

- Мероприятие «День на службе Отечеству!».

Каждая учебная неделя начинается с торжественной линейки и поднятия государственного флага, исполнения учащимися гимна. Затем проведения внеурочной деятельности кружка «Разговоры о важном». Проведения этого урока позволяет ближе и раскованней пообщаться с детьми, внедрение в учебный процесс таких внеклассных мероприятий способствуют:

углублению знаний учащихся о Родине;

углублению знаний об истории не только великой необъятной страны, но и о нашей малой родины;

углублению знаний о традициях, культуре народов России;

уважительному отношению к своему дому, семье, традициям русского народа, народным промыслам;

пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Именно проведение таких мероприятий отличается высокой содержательностью и красочностью, что вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Не стоит забывать, что нравственное воспитание играет немаловажную роль в работе по формированию патриотизма среди учащихся. Первостепенной задачей является сплочение детского коллектива, формирование понимания значимости дружбы для каждого ребенка, привлечение родителей в совместную деятельность. Ведь любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у каждого ребенка непередаваемые эмоции, заставляет сопереживать, бережно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном вопросе просто необходимо, так как способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Моей основной задачей в данном направлении является правильная организация всего процесса, ведь невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первым шагом к познанию Родины является изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, ответственности, уважению, гордости за свою страну. Я считаю, что к патриотическому воспитанию школьников надо подходить очень серьезно. Работа должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Мы учителя на своём примере должны показывать, что нам не безразлично, какими станут наши воспитанники. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы, который сыграет немаловажную роль в становлении и сплочении детского коллектива, увеличив показатель качества получаемых детьми знаний в развитии интереса к учебной деятельности патриотического воспитания.

Литература:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации https:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Российская газета. — 2012. — № 303. Федеральный закон от 31.072020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Российская газета. — 2020. — № 174. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Официальный интернет-портал правовой информации https:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023. 5. Шиканова А.

Н. Патриотическое воспитание в процессе формирования ценностно-смысловой компетенции младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2020. — № 1 (106). — С. 232–238.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242-245. — URL : https://moluch.ru/archive/465/102227/ ( дата обращения: 27.11.2023).

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/11/27/patrioticheskoe-vospitanie-v-nachalnoy-shkole

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Урок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школеУрок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школе Состоялся очередной урок внеурочной деятельности "Разговоры о важном", который прошел под названием "День Земли". Цель занятия: Дать понятие.

Фотоотчет о внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» с детьми ОВЗ в общеобразовательной школеФотоотчет о внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» с детьми ОВЗ в общеобразовательной школе Вопрос обучения детей с ограниченными возможностями в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма в начальной школе на уроках внеурочной деятельности
Опубликовано: 10 января 2024 в 11:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотизма в начальной школе на уроках внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лихотинская Марина Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД