Мария Шемякина
Методическая разработка «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста»
Воспитатель : Шемякина М. Е.
МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка»
Нижний Новгород 2018 г.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Описание материала: Предлагаю вам свою разработку на тему «Дошкольный возраст - важный период становления патриотических чувств». Моя разработка будет полезна для воспитателей, а так же родителей.
Публикация «Методическая разработка „Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Период дошкольного детства является важнейшим периодом становления личности,в это время закладываются основы патриотических чувств. Важность патриотического воспитания очень актуальна в дошкольном образовании. Несмотря на многообразие политических реформ и общественных преобразований в стране приоритетной задачей дошкольного учреждения - растить гражданина. Какие в этой связи стоят перед нами задачи и как мы их реализуем? Какие способы патриотического воспитания мы используем в нашем детском саду?
Бесспорно, воспитание патриота — это целенаправленный систематический и многогранный процесс, включающий целый комплекс задач.
Первостепенной задачей в системе патриотического воспитания мы считаем воспитание любви к Родине. Она формируется у ребенка из отношения к семье, привязанности к самым близким людям - родителям, к родному дому. Чувство Родины неразрывно связано с тем местом, где ребенок родился и живет.
С раннего возраста мы воспитываем любовь к близким людям. Но чтобы это чувство переросло в любовь к Родине, очень важно, чтобы дети увидели гражданское лицо своих родителей. Поэтому мы решили собрать альбом «Профессии моих родителей», в котором собраны фотографии и описание мест работы пап и мам. Дети, листая альбом, испытывают чувство гордости и уважения к своим родителям, воспринимают их как людей,приносящих пользу своей стране.
Такой вид работы помогает вывести ребенка из узкого личного мирка и показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, что важно для воспитания патриотических чувств.
Любовь к Родине. Она неразделима от воспитания любви к родной природе. Начинаясь в семье, оно продолжается у порога детского сада, где буквально на каждом этапе педагогического -процесса мы приобщаем детей к миру природы, будь то наблюдение на прогулке, различные экскурсии или занятия по ознакомлению детей с окружающим миром.
Соприкасаясь с природой, любуясь ею, дети получают незабываемые яркие впечатления, которые остаются в памяти на всю
жизнь.
От созерцания красотой природы мы постепенно подводим детей к пониманию значения бережного отношения ко всему живому и роли труда человека к природе, Любовь к природе должна быть действенной. Именно поэтому наши детки ухаживают за комнатными растениями, трудятся в цветнике и на огороде, участвуют в уборке территории детского сада и т. д. Неоценимую роль в воспитании у детей любви к природе играют экологические занятия, которые дают наиболее полный объем знаний о мире флоры и фауны, учат любить природу родного края, знать его природные ресурсы.
Не менее важным для воспитания патриотических чувств является задача воспитания любви к родному городу, к своей малой Родине. Мы знакомим детей с достопримечательностями города, его историей, посвящаем этому вопросу тематические занятия. Дети познакомились с историей народного ополчения, возникшего в нашем городе,узнали, кем были Минин и Пожарский, какую роль они сыграли в истории всей страны. Накануне Дня Победы старшие дети ежегодно участвуют в акции «Украсим нижегородские трамваи», украшая своими рисунками маршрут 417.
А чтобы дети осознанно воспринимали происходящее, мы прежде совершаем с детьми экскурсию в прошлое, знакомим с основными этапами в истории нашей страны и народа. В частности, в доступной форме и на конкретных примерах их бабушек и дедушек рассказываем о ВОВ, о фронтовых подвигах русского народа, о значении победы для всех нас, даем детям такие понятия как "долг перед страной"» «любовь к Отчизне», «военная присяга» и др. Мы рекомендуем родителям показать детям ордена и медали, фотографии военных лет, чтобы те узнали, за что они получены. И тогда ребенок будет по праву гордиться тем, что близкие ему люди для всех детей огромной ценой завоевали право на счастливое детство и мирное небо для всех народов, населяющих нашу огромную страну.
Наши детки узнают о необъятных просторах нашей страны, знакомятся с разными национальностями, узнают, что у каждого народа свой язык, обычаи, традиции, своя культура.
На музыкальных занятиях дети слушают музыку разных народов, разучивают украинские и белорусские пляски, национальные игры. Ребятам нравятся изделия прикладного искусства, будь то украинская вышивка или грузинская чеканка. И после знакомства с ними детям доставляет огромную радость выполнение таких изделий своими руками на занятиях ИЗО.
Но еще большее значение мы придаем воспитанию детей как граждан России. В связи с этим на занятиях мы знакомим детей с символами России : гербом, флагом, гимном.
В старших группах оборудованы мини-уголки по патриотическому воспитанию, где широко представлен разнообразный материал: символика России и родного города, кукла в национальном костюме, пословицы о матери, труде, Родине, фотографии достопримечательностей столицы.
Постоянно рассказываем нашим воспитанникам о достижениях в стране, приобщаем к культурным ценностям народа, в частности, знакомим с культурой города. Успешному решению этой проблемы способствуют регулярные посещения нашего музея и КВЦ, где дети периодически знакомятся с новыми экспонатами и выставками местных художников, в результате чего в детях пробуждается радость от того, что в нашем городе есть, чем гордиться.
Помимо приобщения к культурным ценностям не менее сильным средством патриотического воспитания может стать художественная литература, являющаяся ценной детской энциклопедией, которая дает ребёнку знания буквально обо всё м: и о прошлом нашей родины (Л. Кассиль "Твои защитники", и о природе (Пришвин "Золотой луг", "Разноцветная земля" Н. Сладкова, и о современной жизни страны ("Первый полет" Митяева, и о труде на благо Родины.
Но художественные произведения дают малышу не только знания они учат его сопереживанию. Нельзя не согласится с В. А. Сухомлинским, когда он говорил, что «Сопереживание - одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем».
В конечном счете, мы растим не только гражданина, любящего свою Родину, но и человека, преданного ей, человека честного, справедливого, трудолюбивого.
Все эти качества будущего гражданина мы развиваем в повседневной жизни дошкольника, а конкретнее - в трудовой и игровой деятельности. Труд и игра - неоценимые средства патриотического воспитания. Посильное участие в общих делах с малых лет воспитывает в ребенке хозяина своей страны, будущего гражданина - труженика.
В играх, особенно в сюжетно-реальных, таких как «Семья», «Детский сад», «Почта», «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Магазин» и др., дети реализуют полученные знания об окружающем мире, проявляют самостоятельность, выдумку, инициативу, учатся общаться друг с другом, приобщаются к миру взрослых, стремятся к дальнейшему познанию жизни. Именно в игре проявляются основные качества ребенка как личности и как маленького гражданина своей
Родины.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, на всех этапах и на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Главное - зародить в нём это великое чувство - быть гражданином своей родины.