НИНА ОСЬКИНА
Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста в Мордовии
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлены основы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста, используемые педагогами в Мордовии. Обозначены основные задачи воспитательного процесса, формы и методы, средства, существующие нюансы. Подробно обозревается программа воспитания патриотизма, используемая в детских дошкольных учреждениях Мордовии.
Публикация «Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста в Мордовии» размещена в разделах
Ключевые слова: патриотизм, воспитание патриотизма у ребенка, воспитание патриотизма в Мордовии, задачи патриотического воспитания, программа воспитания патриотизма для детей дошкольного возраста
Привить чувства патриотизма ребенку – это нелегкое дело. Воспитателям необходимо сформировать в ребенке такие качества, чтобы в дальнейшей жизни ребенок показал себя ответственны и трудолюбивым гражданином, выражающим интерес к стране, уважающим свою родную землю и свой народ.
Можно утверждать, что воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста – это фундамент для создания социально ответственного гражданина.
Основная часть воспитательных работ с детьми дошкольного возраста в различных детских учреждениях Мордовии, начинает проводиться с возраста 3-х лет. Это объясняется тем, что каждый ребенок с самого раннего детства должен осознавать свою принадлежность к великому государству, в котором он живет и растет, к своей республике. Ребенок должен понимать, чем же отличается его республика от прочих регионов России, чем славится Мордовия, как она участвовала в развитии и наращивании мощи всей России, какой вклад внесла Мордовия в борьбе с врагами Отечества.
Педагоги знают, что для воспитания у детей патриотических чувств, существует множество разнообразных форм. К ним можно отнести:
– тематические беседы (на тему Родины, малой Родины, любви к природе, к хорошим людям);
– чтение книг народных авторов, в т. ч. и на патриотические темы;
– прослушивание подобранных музыкальных композиций;
– чтение и запоминание стихотворений для детей на национальном языке;
– просмотр тематических презентаций, фильмов;
– личный пример педагогов и воспитателей, родителей.
Педагоги дошкольных образовательных и воспитательных учреждений должны в ходе проведения работ по воспитанию чувств патриотизма решать следующие задачи:
1) задачи по развитию эстетики у ребенка и по выработке основ нравственности.
Эти задачи достигаются путем совместных чтений и разучиваний песен, стихотворений на национальном языке, стихотворений о Родине, о родном крае, о природе. Кроме того, полезно будет развивать детское творчество посредством метода наблюдения за окружающим миром;
2) задачи развития физических характеристик.
Это также немаловажная задача, т. к. развитие физических данных ребенка отражается на его характере, в т. ч. вырабатывается сила, смелость, ловкость. Задачи могут быть достигнуты с помощью организации игр с патриотическим и национальным характером;
3) задачи развития навыков трудовой деятельности;
4) задачи по привитию ребенку бережного отношения к окружающему миру.
В детском возрасте для ребенка важно привить, прежде всего, чувство привязанности. Так как при отсутствии этого чувства у человека, невозможно привить любовь к малой родине, к Отчизне. Чувство привязанности начинается проявляться у ребенка сперва к своим ближайшим родственникам, к своему дому, к друзьям, к воспитателям. В дальнейшем оно может развиться и распространиться на более обширные понятия. Поэтому все педагоги считают, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста должно начинаться с создания доброжелательной и уютной окружающей атмосферы.
Для привития патриотических чувств у детей, воспитатели и педагоги должны самостоятельно изучить национальные программы в сфере молодежной политике, исследовать специальные программы, действующие на федеральном и региональных уровнях. Помимо изучения документов, педагоги должны обновить свои знания об истории своего родного края, о традициях народа, об обычаях и т. д. Педагог должен самостоятельно сформировать программу работы с группой детей, подробно спланировав мероприятия на несколько месяцев вперед.
Как правило, методы, используемые педагогами Мордовии в своей работе по привитию патриотических чувств у детей, не отличаются от методов, применяемых в других регионах. К таким методам относят:
– целевые прогулочные мероприятия, включающие элементы экскурса;
– наблюдательный процесс;
– рассказ, описание, объяснение, сравнение мнений детей друг с другом и детей с мнением педагогов;
– тематические беседы с детьми на тему Мордовии, Саранска, родного населенного пункта;
– использование детских художественных произведений (традиционные мордовские сказки «Дочка с веретенце», «ДуболгоПичай», «Перя-богатырь», «Портной, медведь, черт и Вирява», «Сыре-варда», «Старуха Йома и две девушки») диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
– запоминание национальных песен и стихотворений, пословиц и поговорок на мордовском языке;
– прослушивание музыкальных произведений мордовских композиторов;
– знакомство детей с народной мордовской живописью, с особенностями цветовой гаммы мордовских художников;
– привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.) ;
– поощрение детей за какие-либо инициативы (за добросовестно выполненные задания, за должное поведение в общественных местах, за сохранение и поддержание порядка и т. п.);
– личный пример педагога, который имеет активную жизненную позицию.
Во многих детских учреждения дошкольного образования проводят планирование работы по патриотическому воспитанию детей (обычно для старших групп). Можно привести пример [1] :
1) Сентябрь – «Музей нашего населенного пункта».
Проводится экскурсия в краеведческий музей населенного пункта, где дети узнают много нового и интересного об истории родного края.
2) Октябрь – «Россия на шаре земном».
В этом месяце с детьми проводятся обучающие занятия на темы:
– «Герб и гимн Республики Мордовия»;
– «История нашего края»;
– «Наш город (село, деревня)».
В рамках этих занятий педагоги расширяют представления детей о Родине, о ее месте на планете. Они рассказывают о государственной символике, объясняют детям о гербе и гимне, об их назначении. Также предоставляют сведения о гербе и гимне Мордовии – что они обозначают, как они создавались. Отдельно затрагивается тема родного населенного пункта. Педагоги подробно с применением видеоматериалов и презентаций рассказывают детям об истории возникновения населенного пункта, о его природных красотах и рукотворных достопримечательностях, о его вкладе в жизнь Республики и России.
По итогам бесед и занятий детям предлагается самостоятельно продумать и представить в виде рисунка герб родного населенного пункта, объяснить, почему именно эти символы были выбраны.
3) Ноябрь – «Наш волшебный сундучок».
В ноябре педагоги проводят образовательные занятия с детьми с применением наглядных пособий, видеоматериалов, презентаций на тему мордовской национальной культуры, с применением игровой методики.
В рамках этих занятий тематика уроков сводится к следующему:
– мордовский национальный костюм (элементы орнамента, отличительные особенности мордовского национального костюма от костюмов других народов России);
– мордовское прикладное искусство. Особенное внимание уделяется тому ремеслу, которое более всего прославило район, где расположено детское образовательное учреждение. Для большинства детских учреждение подойдет изучение истории и работ по таким направлениям, как: резьба по дереву, глиняная игрушка, изготовление мордовских кукол, бисероплетение,
плетение кружев на коклюшках, бондарный промысел, лозоплетение;
– мордовские мастера (биография, достижения);
– мордовские национальные игры.
Каждый народ имеет свои собственные предания, былины, песенные произведения, танцевальные элементы, игры, которые существуют не одну сотню лет. Издревле в игровых формах проявлялись характерные черты того или иного народа. В играх также отражаются и различные присущие народу качества – это может быть честность, смелость, ловкость, выносливость, желание победить, способность к творчеству, находчивость и т. д.
Игра – это такой вид деятельности, посредством чего ребенок в первый раз в жизни вступает в отношения с другими детьми. В игре, как правило, имеется определенная цель, объединяющая участников, а совместные действия игроков приводят к ее достижению. Такая сущность игры позволяет игрокам сблизиться друг с другом, найти общие интересы. Командные игры, кроме того, формируют у детей не только целеустремленность, но и чувство ответственности.
В процессе игры дети осознают, что они являются членами одной команды, членами социума, они начинают сопоставлять понятия – «хорошо» и «плохо», справедливо оценивать поступки товарищей по игре. Педагог в данном случае должен указать детям способ взаимодействия друг с другом в рамках добросердечных отношений. Игра должна основываться на дружбе, на доверии, а также на взаимовыручке. Педагог должен предотвращать конфликтные ситуации в ходе проведения игры.
Народные мордовские игры основаны на нравственных началах, они способствуют развитию у детей многих качеств, в т. ч. гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Дети в процессе народных игр начинают автоматически вливаться в народную культуру, в дальнейшем проявляя к ней все больше интереса путем осознания истории возникновения игры. Также у ребенка возникает чувство гордости, когда он узнает, что в такие же игры играли его родители, бабушки, прародители и т. д. Он начинает самостоятельно исследовать историю своего народа сначала путем игр, в дальнейшем вопросы распространяются на другие сферы.
Дети с большим удовольствием играют в народные мордовские игры. При объяснении правил игры педагоги рассказывают им о том, что мордовские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Подвижная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.
Кроме того, педагоги предлагают детям способы выбора водящего, знакомят с понятиями: зазывалки, считалки, жеребьевки, угады.
Например, самая известная народная мордовская игра – это игра «В ключи». Суть игры сводится к тому, что дети разбиваются по пять человек. На полу (асфальте, земле) чертится квадрат, по углам которого садятся четыре играющих, а пятый стоит в центре. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает: «У тебя ключи?». Тот отвечает, указывая на соседа, отвечает, что ищи дальше. Так водящий обходит всех четверых. Последний, ему советует: «Посередине поищи!» Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чье-либо место, пятый играющий опять остается без места. И игра повторяется сначала.
Также известная народная мордовская игра «В курочек».
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает ее за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается далее.
4) Декабрь – «Их помнит Россия».
В декабре педагоги проводят занятия с детьми на тему подвигов, совершенных уроженцами Мордовии в годы Великой Отечественной войны. Занятия проводятся в виде бесед, просмотров презентаций, иллюстраций к военным подвигам земляков.
5) Январь – «Как в Мордовии встречали праздники».
В январе педагоги пробуждают у детей интерес к мордовским традициям, обычаям и обрядам. Осуществляется знакомство с основными праздниками Мордовии, в виде бесед и видеоматериалов рассказывается суть праздника, какие основные обычаи ему присущи, какие особенности у того или иного праздника. Детям дается задание – поговорить с родителями на тему национальных праздников, а потом рассказать педагогу и группе – какие семейные традиции имеются, связанные с празднованиями.
Детям рассказывают об основных праздниках народа Мордовии, это [2] :
– декабрьское солнцестояние;
– Новый год (его история и обычаи мордвы встречать этот день);
– молодежный праздник «Рождественский дом» и «день коляды»;
– Масленичная гора (Масленица);
– Мордовская пасха;
– карнавал Тундоньильтямо;
– Яблочный спас;
– массовый трехдневный праздник «Велень озкс»;
– Покров;
– семидневный девичий праздник «Тейтерень пия кудо».
По результатам занятий детям предстоит выполнение рисунка на тему любимого праздника, сочинение рассказа о том, какой праздник ему нравится больше всего и почему.
6) Февраль – «Будем в армии служить».
В феврале педагоги нацелены на воспитание у детей патриотических чувств к Родине. Проводится подготовка к празднику – Дню защитников Отечества. В ходе которого с детьми проводится беседа на тему различия между существующими родами войск, о российской армии.
7) Март – «Музеи родного города».
Если детское образовательное учреждение находится в отдалении от музеев, и нет возможности лично провести экскурсию с детьми, то педагог может представить видеоматериал на тему музеев Саранска или музеев Мордовии. По итогам просмотра материалов педагог рассказывает подробнее о самых выдающихся музеях Мордовии. В дальнейшем с детьми проводится беседа на выявления степени восприятия информации ими. Дети должны ответить на вопрос– какой музей их заинтересовал больше всего, что бы они хотели посетить.
8) Апрель – «Всероссийский субботник».
В апреле идет продолжение работ по привитию детям любви к малой Родине. Педагоги рассказывают о способах – как дети смогут сделать мир чище, как они могут посильно помочь благоустроить родной населенный пункт. Повторяются и закрепляются правила о правилах поведения в общественных местах, о правилах поведения на природе. Совместно с родителями организуется субботник по уборке уличной территории детского сада.
9) Май – «Они сражались за Родину».
В мае продолжается работа по воспитанию у детей чувства патриотизма путем изучения подвига ветеранов Мордовии. Педагоги организуют встречу детей с ветеранами Великой Отечественной войны, совместно с детьми подготавливают праздничный концерт и открытки с поздравлениями, выполненные самостоятельно детьми.
При воспитании чувств патриотизма у детей дошкольного возраста есть несколько нюансов:
– маленький ребенок сперва не осознает, что можно любить и испытывать какие-то чувства к таким абстрактным для него понятиям, как «родина», «страна», «республика». Его чувства любви начинаются с проявления привязанности к родным людям, к своему дому, детскому саду, друзьям. Воспитатели и педагоги должны распространить эти его чувства сначала на природу, потом на родной для ребенка населенный пункт, затем уже на более масштабные объекты;
– эффективнее всего прививать чувства патриотизма у детей дошкольного возраста с помощью приобщения детей к национальной культуре и традициям. Известно, что народное творчество накапливает обширный материал в форме устного народного творчества, фольклора, в различных проявлениях прикладного народного творчества, народного промысла, в литературных и музыкальных произведениях, в живописи и в скульптуре и в прочих объектах, которые доступны для понимания детьми. Все эти объекты народного наследия помогают педагогам заинтересовывать детей историей народа, родного края, обычаями, традициями;
– чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста начинает формировать в нем духовный характер. Ребенок понимает, что есть определенные национальные традиции, национальные обычаи, что их необходимо соблюдать, т. к. это было положено еще дальними предками. Он начинает осознавать, что существует какая-то связь между поколениями, что у народа Мордовии имеются свои национальные особенности характера, национальные праздники и другие выраженные отличия, не присущие прочим народам. Это ощущение позволяет ребенку осознать собственную уникальность и уникальность окружающих людей, позволяет испытывать чувство гордости за свой этнос, что немаловажно при воспитании патриотических чувств;
– педагоги отмечают, что природа и окружающий мир играют не последнюю роль при воспитании патриотизма у ребенка. Это связано с тем, что природа более всего проста для понимания детьми. Дети осознают и хорошо понимают красоту природы, они готовы вносить вклад в ее совершенствование, посильно оказывать помощь по сохранению чистоты природы родного края. Эта черта также важна при воспитании патриотических чувств у детей;
– также стоит отметить, что важным моментом в воспитательном процессе является наличие наглядного примера для детей среди близких. Если в жизни ребенка только воспитатель соответствует представлению ребенка об истинном гражданине, любящем свой народ, свой малую родину и Россию в целом, в родственники не проявляют никакого интереса к этой теме, то воспитательный процесс по привитию патриотизма ребенку будет проводиться значительно дольше.
Ребенок дошкольного возраста обычно воспринимает весь окружающий мир достаточно эмоционально, в результате чего патриотические чувства к своему народу, к своей малой Родине и к стране просматриваются у него в виде чувства восхищения.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный.
Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны. Основные из них, применяемые в мордовских дошкольных учреждениях :
1) аудиальный – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;
2) визуальный – предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;
3) кинестетический – ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.
Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно.
Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, о народе, о традициях и обычаях, литературные образы героев Мордовии, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.
Методы работы, которые чаще всего используются педагогами в мордовских дошкольных образовательных учреждениях [3] :
– наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей и т. д.);
– рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
– беседы о родном крае;
– использование иллюстраций, диафильмов, детских мордовских произведений;
– разучивание национальных мордовских песен и стихов о Мордовии, народных мордовских пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений мордовских композиторов;
– ознакомление с произведениями мордовского народного творчества;
– обогащение и стимулирование детского творчества;
– воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от педагогов и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательной и образовательной работы.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения.
Литература
1. Егорова А. М. Воспитание патриотизма в детских учреждениях Республики Мордовия // Педагогика и психология образования. – 2017. – №2. – с. 41-43
2. Карандайкин В. С. История мордовского края. – Саранск: Изд-во Саранск, 2015. – с. 118
3. Никулина М. И. Практика воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста // Вестник Мордовского университета. – 2017. – №9. – с. 25-26