Приложение МААМ

Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре

Елена Николаева
Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину-задача особенно актуальна сегодня.

В настоящее время происходят глубочайшие изменения в нравственном сознании. Утрачиваются народные традиции. Потеря народных корней приводит к бездуховности.

Публикация «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре» размещена в разделах

Поэтому мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям народа с целью их изучения, сохранения и возрождения. Необходимо развивать у детей интерес к истории своего народа, дать больше информации о жизни, традициях, привить чувство любви к Родине.

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления-ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает души людей.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшой город или деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде, народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край: историей, традициями, памятниками.

Актуальность темы:

Дошкольный возраст уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, восхищается местом, где он родился и живёт, культурой своего народа, гордится за свою страну. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Поэтому это возраст нельзя пропустить для становления понятий о добре и зле, о нравственных эталонах.

Однако, дети страдают от дефицита знаний о родном городе, стране, особенностями родного края, традициями. Недостаточно развито патриотическое воспитание в семье.

Поэтому перед нами встала задача: заложить в ребёнка основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, положительный эмоциональный отклик. При этом нельзя забывать о психологических особенностях дошкольников - нельзя перегружать детей информацией и переоценивать их возможности.

Работая над этой темой, я определила для себя цели и задачи.

Цель: Воспитывать у детей любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к её истории и культуре.

Задачи:

1 Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством, дать представления о русских промыслах, русским фольклором.

2 Знакомить детей с предметами русского быта, жильём, народными костюмами. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3 Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к людям.

4 Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», «реки времени», изготовлению пособий, лэпбуков. участия в музыкально-литературных гостиных, квестах.

Эти задачи я решала во всех видах детской деятельности-на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д.

Строила свою работу, используя следующие методы:

-Наглядный (необходим во время чтения рассказов, сказок, рассматривания иллюстраций в книгах, предметов, проведения д/игр, экскурсий по городу, посещение краеведческого музея);

-Словесный (наиболее эффективный в процессе чтения художественной литературы, стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадывания загадок.)

-Практический (организация продуктивной деятельности).

Способ знакомства с историей русского народа можно показать через использование следующих видов и форм деятельности:

-Ознакомление детей с народно-прикладным искусством (рассказ воспитателя, рассматривание изделий народных мастеров, декоративное рисование - дымковская, хохломская, городецкая роспись, гжель).

-Ознакомление детей с государственной символикой-гербом, флагом (на плакатах, картинках, в процессе бесед, чтения книг, участие в акции «День российского флага»).

-Ознакомление с героическими страницами России, жизнью и творчеством русских писателей (в процессе бесед, чтения книг, музыкально-литературных гостиных).

-Ознакомление с историей Нижегородской области (в процессе бесед, игр, экскурсий в краеведческий музей).

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям-отцу, матери, дедушке и бабушке, к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского народа, русского характера, присущие ему ценности, представления о добре и зле, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомство детей с фольклором начинается практически с рождения ребёнка, когда мамы, укачивая ребёнка, напевает ему колыбельную.

В детском саду используются все виды фольклора: сказки, песенки-потешки, пословицы и поговорки, загадки, хороводы, народные игры, приобщая тем самым детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети с удовольствием играют в д / игры: «Назови сказку», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Загадки и отгадки», инсценируют знакомые русские народные сказки.

Приобщение детей к народной культуре, знакомство с народными традициями происходит через знакомство детей с праздниками: Рождество, Масленица, Пасха. Дети получают первоначальные сведения о том, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети совместно с родителями принимают участие в конкурсах : «Рождественский вертеп», «Рождественские чтения», «Пасха красная». На Пасху изготавливают в подарок родителям праздничные открытки, на Масленицу учат заклички и участвуют в развлечении.

Знакомя детей с декоративной росписью и прикладным искусство, расширяю знания о народных промыслах, которыми славится наш Нижегородский край. Вместе с детьми расписываем силуэты игрушек, посуды, как настоящие мастера. А затем организуем выставку детского творчества: «Русская барыня», «Народный костюм», «Дымковский конь», «Гжельская посуда».

Результат работы:

Дети получили первичные представления о культуре, традициях, истории русского народа, элементарные знания об истории своего города, области. Научились различать различные виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества. Имеют представления о русских традициях и праздниках. У детей расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Результатом работы стало изготовление целого ряда лэпбуков по теме: «Моя семья», «Детский сад», «Мой город», «Нижегородский край», «Моя Родина-Россия».

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями.

В нашей группе родители принимали активное участие в совместных конкурсах, изготовлении пособий, были активными участниками музыкально-литературных гостиных, квеста, открытых занятий, посещения с детьми краеведческого музея.

Для родителей были проведены индивидуальные беседы, консультации «Читаем вместе», «Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников», мини-музей «История часов», «Река времени»-об истории нашего города, квест «Чай, Самоварыч и все-все», музыкально-литературные гостиные «Чудо-балалайка», «В гостях у Марьи-искусницы», «Путешествие по сказкам Пушкина».

В результате моей работы по данной теме у дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание, ответственность за свои дела и поступки.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре
Опубликовано: 8 июня 2024 в 21:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаева (УИ 286578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД