Елена Николаева
Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину-задача особенно актуальна сегодня.
В настоящее время происходят глубочайшие изменения в нравственном сознании. Утрачиваются народные традиции. Потеря народных корней приводит к бездуховности.
Публикация «Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Поэтому мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям народа с целью их изучения, сохранения и возрождения. Необходимо развивать у детей интерес к истории своего народа, дать больше информации о жизни, традициях, привить чувство любви к Родине.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления-ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает души людей.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшой город или деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде, народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край: историей, традициями, памятниками.
Актуальность темы:
Дошкольный возраст уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, восхищается местом, где он родился и живёт, культурой своего народа, гордится за свою страну. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Поэтому это возраст нельзя пропустить для становления понятий о добре и зле, о нравственных эталонах.
Однако, дети страдают от дефицита знаний о родном городе, стране, особенностями родного края, традициями. Недостаточно развито патриотическое воспитание в семье.
Поэтому перед нами встала задача: заложить в ребёнка основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, положительный эмоциональный отклик. При этом нельзя забывать о психологических особенностях дошкольников - нельзя перегружать детей информацией и переоценивать их возможности.
Работая над этой темой, я определила для себя цели и задачи.
Цель: Воспитывать у детей любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к её истории и культуре.
Задачи:
1 Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством, дать представления о русских промыслах, русским фольклором.
2 Знакомить детей с предметами русского быта, жильём, народными костюмами. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
3 Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к людям.
4 Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», «реки времени», изготовлению пособий, лэпбуков. участия в музыкально-литературных гостиных, квестах.
Эти задачи я решала во всех видах детской деятельности-на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д.
Строила свою работу, используя следующие методы:
-Наглядный (необходим во время чтения рассказов, сказок, рассматривания иллюстраций в книгах, предметов, проведения д/игр, экскурсий по городу, посещение краеведческого музея);
-Словесный (наиболее эффективный в процессе чтения художественной литературы, стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадывания загадок.)
-Практический (организация продуктивной деятельности).
Способ знакомства с историей русского народа можно показать через использование следующих видов и форм деятельности:
-Ознакомление детей с народно-прикладным искусством (рассказ воспитателя, рассматривание изделий народных мастеров, декоративное рисование - дымковская, хохломская, городецкая роспись, гжель).
-Ознакомление детей с государственной символикой-гербом, флагом (на плакатах, картинках, в процессе бесед, чтения книг, участие в акции «День российского флага»).
-Ознакомление с героическими страницами России, жизнью и творчеством русских писателей (в процессе бесед, чтения книг, музыкально-литературных гостиных).
-Ознакомление с историей Нижегородской области (в процессе бесед, игр, экскурсий в краеведческий музей).
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям-отцу, матери, дедушке и бабушке, к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского народа, русского характера, присущие ему ценности, представления о добре и зле, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомство детей с фольклором начинается практически с рождения ребёнка, когда мамы, укачивая ребёнка, напевает ему колыбельную.
В детском саду используются все виды фольклора: сказки, песенки-потешки, пословицы и поговорки, загадки, хороводы, народные игры, приобщая тем самым детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети с удовольствием играют в д / игры: «Назови сказку», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Загадки и отгадки», инсценируют знакомые русские народные сказки.
Приобщение детей к народной культуре, знакомство с народными традициями происходит через знакомство детей с праздниками: Рождество, Масленица, Пасха. Дети получают первоначальные сведения о том, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети совместно с родителями принимают участие в конкурсах : «Рождественский вертеп», «Рождественские чтения», «Пасха красная». На Пасху изготавливают в подарок родителям праздничные открытки, на Масленицу учат заклички и участвуют в развлечении.
Знакомя детей с декоративной росписью и прикладным искусство, расширяю знания о народных промыслах, которыми славится наш Нижегородский край. Вместе с детьми расписываем силуэты игрушек, посуды, как настоящие мастера. А затем организуем выставку детского творчества: «Русская барыня», «Народный костюм», «Дымковский конь», «Гжельская посуда».
Результат работы:
Дети получили первичные представления о культуре, традициях, истории русского народа, элементарные знания об истории своего города, области. Научились различать различные виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества. Имеют представления о русских традициях и праздниках. У детей расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Результатом работы стало изготовление целого ряда лэпбуков по теме: «Моя семья», «Детский сад», «Мой город», «Нижегородский край», «Моя Родина-Россия».
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями.
В нашей группе родители принимали активное участие в совместных конкурсах, изготовлении пособий, были активными участниками музыкально-литературных гостиных, квеста, открытых занятий, посещения с детьми краеведческого музея.
Для родителей были проведены индивидуальные беседы, консультации «Читаем вместе», «Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников», мини-музей «История часов», «Река времени»-об истории нашего города, квест «Чай, Самоварыч и все-все», музыкально-литературные гостиные «Чудо-балалайка», «В гостях у Марьи-искусницы», «Путешествие по сказкам Пушкина».
В результате моей работы по данной теме у дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание, ответственность за свои дела и поступки.