МАРИНА ПЯТАЕВА
Самообразование по теме «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственных качеств
детей посредством русских народных сказок»
Воспитатель : Пятаева М. В
2023 г.
Нравственное воспитание — одна из основных задач общества. Ребенок входит в сложный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, но и с предательством, обманом, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда Воспитывать миропонимание ребенка нужно, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Только в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные взгляды.
Публикация «Самообразование по теме „Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Одним из нужных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — «учебник жизни» человека.
В 2022 – 2023 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
В своей работе я ставила следующие цели:
Цель: воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
Далее мной была подобрана и изучена методическая литература:
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
Шиян О. Я. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке
Интернет – ресурсы.
Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста.
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 2005.- №1. – с. 18-28.
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним разных художников, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.
Изучение темы начала с подбора русских народных сказок : «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Бобовое зёрнышко», «Теремок».
В январе разработала конспект НОД с детьми: Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
В течение года было организовано чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к русским народным сказкам, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами сказки. Самый распространенный метод – это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям сказок.
В январе в группе была организованна выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В течение года были проведены консультации: «Воспитание сказкой», «Роль сказки в жизни детей», «Как и когда рассказывать сказки». Очень интересно прошёл конкурс совместного творчества родителей и детей «Герои сказок».
В апреле было проведено открытое занятие «Сказка в гости к нам идет,чудеса с собой несет!»
В мае проведена работа над отчётом о проделанной работе.
Считаю, что в итоге проделанной работы есть положительные результаты:
У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру;
проявилось сострадание и радость к взрослым и сверстникам;
- дети научились понимать смысл сказок;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они начали принимать участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, т. к. нравственность изначально заложена в их сюжете.
На следующий год я решила продолжить работу по самообразованию по данной теме.